ist1

ИСТОЧНИК ЧЕСТИ

Источником Чести (fons honorum) называется глава государства, который благодаря официальной должности, имеет исключительное право присваивать законный дворянский титул и рыцарские ордена другим лицам.

Вопреки распространённому заблуждению, статус дворянина или рыцаря не даёт права давать дворянский титул или рыцарские звания другим лицам. Никакое другое лицо или организация, кроме как: глава государства, Святой Престол (Папа Римский как светский суверен) — суверенная персона исключительного свойства (persona sui generis) в международном публичном праве, обладающая полным суверенитетом вне зависимости от владения суверенными территориями, глава ранее правившей династии, насильственно свергнутой, но только если почести, дарованные им, будут далее признаны (активизированы) властью действительного суверена; в противном случае он не может быть Источником Чести.

Международное право

Итак, Источником Чести называется глава государства, который благодаря официальной должности, имеет исключительное право присваивать законный дворянский титул и рыцарские ордена другим лицам. Примером тому может служить президент Франции, являющийся в период своего президентства главой Ордена Почетного Легиона, который, в свою очередь, был учрежден Наполеоном и сохранен в системе французских наград пришедшими на смену Наполеону Бурбонами.

Обратите внимание не на беззаконную практику, установившуюся во Франции, когда республиканский президент возглавляет императорский и королевский орден, а на сам факт того, что простолюдин, избранный простолюдинами вожаком прайда, присваивает себе функции благородного суверена! И при этом, только на определенный срок. То есть, пока ты президент, ты являешься Источником Чести, тебя переизбрали, и ты опять – ноль. А ведь в само понятие – Источник Чести, наши предки закладывали иной, сакральный смысл. Источником Чести становились по ПРАВУ РОЖДЕНИЯ. И перестать им быть могли только в случае личного бесчестия. Например, отречения от веры и Церкви.

Полемизируя с «хрестоматийным» правилом, определяющим носителя Источника Чести, мы выражаем полное согласие с тем, что Источником Чести, может быть, глава государства. Но, при обязательном условии, что он – монарх. И все ссылки оппонентов на сложившийся французский, или иной прецедент теряют всякий смысл. Ибо, присваивание себе, не принадлежащих тебе прав, сродни краже чужого кошелька. И в том и в другом случае это – воровство. А вор, не может быть Источником Чести.

Теперь остановимся на исключительных прерогативах Папы Римского, суверенного правителя Ватикана. А стал он таким в 756 году, когда франкский король Пипин Короткий подарил папе Стефану II Римскую область.

При этом западные (католические) и британские ученые не обращают внимание на тот факт, что Пипин Короткий, являясь узурпатором королевской власти, сам отчаянно нуждался в признании его королем со стороны Папы. Признание это выразилось в том, что Римская Епархия разорвала свои отношения с правившей династией Меровингов, и заключила новые отношения, возведя на франкский престол династию Пипина Короткого (Каролингов).

Подобных примеров, когда восставший вассал низвергал своего короля (то есть свой Источник Чести) в истории человечества немало. И всякий раз, соискателю королевской власти в христианском мире, требовалось признание Церкви. Из этого следует, что Папа не нуждался в приобретении суверенной территории, что бы доказать свое право на Источник Чести. Вернемся к международному праву: «Святой Престол (Папа Римский как светский суверен) — суверенная персона исключительного свойства (persona sui generis) в международном публичном праве, обладающая полным суверенитетом вне зависимости от владения суверенными территориями». Ага, значит владеть суверенными территориями в случае с Папой не обязательно! В чем же тогда природа его Источника Чести? Разумеется, в таинстве рукоположения в епископы. Это Папа наделил Пипина сакральной королевской властью, миропомазав его на царство. Ибо говорит Господь: «Не прикасайтесь к Помазанным Моим» (Пс. 104, 15).

И Католическая и Православная Церковь признают только три рукоположения: в диаконы, в священники и в епископы. Почетные церковные звания (архидиакон, протопресвитер, аббат, Папа или Патриарх) суть только звания. Ибо за ними нет таинства рукоположения. В православии прямо говорится, что Патриарх лишь первый среди РАВНЫХ епископов. В католицизме Папе было усвоено прав значительно больше. Но разница не имеет значения, ибо четвертого рукоположения (в Папу, или Патриарха) Церковь и восточная и западная не знает.

Свое право, быть носителями Источника Чести епископы – князья Церкви возводят на фундаменте апостольской преемственности. Непрерывность рукоположений от апостолов до современного епископата, наделяет епископов благодатью Святого Духа, ниспосланной самим Господом на своих учеников.

В сравнении с этим Источником Чести, все остальные, утвержденные на родственных узах и крови – просто блекнут, так как основателем любого династического рода изначально был простолюдин (пример тому царь-псалмопевец Давид, начинавший свою карьеру пастухом).

Итак, если Римский Епископ является Источником Чести, то таким же Источником Чести является Епископ Милана, Костромы или Токио. Из этого следует, что епископы Римско-Католической Церкви (не только Папа) и епископы Поместных Православных Церквей ВПРАВЕ учреждать и благословлять рыцарские ордена, как и возводить во дворянство. В Грузии, до ее присоединения к России, официально существовали дворяне церковные и царские. Затем, эта прерогатива стала недоступной для Церкви. Сами православные государи монопольно пользовались всеми правами, и считали себя единственными Источниками Чести в своем государстве. Но ошибки или прямой произвол монархов не могут быть основанием для утверждения беззакония. И косвенным доказательством этому служит тот факт, что в современном мире больше не осталось ПРАВЯЩИХ православных монархов.

Но насколько правомочно учреждение епископом рыцарского Ордена? Ответ на этот вопрос мы найдем в Евангелии. Обращаясь к ученикам, Господь сказал: «теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч» (Лк. 22: 36). И далее: «Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх» (Иоанн 18:10).

Не кто иной, как сам Господь благословил вооружиться своим ученикам, что они, как мы видим далее и сделали. Так миру был явлен первый рыцарский орден.

Международное право, в перечне носителей Источника Чести называет также главу «ранее правившей династии, насильственно свергнутой, но только если почести, дарованные им, будут далее признаны (активизированы) властью действительного суверена».

Мы не знаем случаев, когда почести свергнутой династии были активизированы действительным сувереном. Наверное такой акт имел место. По понятным причинам, свергнутые династии об этом молчат. Вопрос в другом. Как мы уже говорили, Источник Чести понятие сакральное. Наличие Источника Чести не определяется величественным замком или пером павлина, торчащим из задницы. Наличие Источника Чести определяется ПРАВОМ РОЖДЕНИЯ. Многовековой историей того или иного династического рода. Пример тому, Меровинги, способные исцелять от золотухи. Каролинги этого уже не могли.

А теперь представим себе картину. Источник Чести (император, король, князь, герцог) бежит из своего дворца, атакованного революционным плебсом. И что? Он перестал быть Источником Чести? Значит, он им никогда и не был. Значит Источник Чести не в нем самом, а где-то во дворце. Звучит абсурдно. А если один король пленил другого? Источник Чести перетек к победителю. Сомнительно. Победителю могут достаться корона или штаны побежденного, но не Источник Чести. Вот если монарх ОТРЕКАЕТСЯ от своего престола, государства и народа, то тогда, сакрально, он становится никем. Но, это вовсе не значит, что дети суверена перестают быть Источниками Чести. Трусость и малодушие родителей нельзя автоматически распространять на их потомство. Вот если, вчерашний суверен, ставший через отречение никем, обзаведется ВПОСЛЕДСТВИИ потомством, то это потомство будет никем.

Подводя итог вышеизложенному, можно смело игнорировать навязанную практику определения Источника Чести. Сознавая, что носителем Источника Чести может быть только: правящий монарх, любой правящий епископ католической и православной Церкви, а также глава свергнутой династии (не отрекшейся от престола) и не нуждающийся в признании своих прав иным, действующим сувереном.

Александр Сергеев-Зарнадзе (2016)

vin