свадьба

Браки потомков Кучума в Московском царстве

После падения Сибирского ханства в Москве оказались десятки потомков хана Кучума: сыновья, дочери, внуки. Они носили статус сибирских царевичей и цариц, пока он не был упразднен в начале 18 века. В архивах сохранились сведения о брачных союзах Кучумовичей, заключенных с ведома московского царя.

В 1614 году Арслан сын Али внук Кучума становится правителем Касимовского ханства, вассального Москве мусульманского образования, ханы которого назначались московским царем. Он берет в жены Султан-бике (1), двоюродную сестру казанской царицы Суюнбике.

До Арслана Султан-бике была женой прежнего касимовского хана Ораз-Мухамеда, казахского султана, плененного в Тобольске в 1588 году, и перешла Арслану по праву левирата. До Ораз-Мухаммеда Султан-бике была женой предыдущего хана Касимова Мустафы-Али, и надо полагать была она намного старше внука Кучума.

У Арслана бин Али помимо Султан-бике были другие жены. Это:

— Фатима-Султан, дочь касимовского сеида Ак-Мухаммеда сеид-Белек сеид-Шакулова (брак заключен около 1605 г.) (2).

— Карачай (Карачаца), дочь абыза Ибердеея, вдова сибирского царевича Азима бин Кучума (брак заключен не ранее 1615 г.) (3) То есть вдова своего дяди.

— Наг-Султан (Нагел) Карамышева, дочь Мусаитова, родная сестра сибирского татарина Исинея Карамышева (касимовский воевода между 1610-1613 гг.). Нельзя не отметить зрелый возраст царицы Наг-Султан. Ее сын от первого брака в 1608 г. уже получил вотчину из поместья за службу.

Арслан занимал касимовский трон до 1627 года, затем правителем стал его сын Сеид-Бурхан, после крещения – Василий Арсланович. Поскольку Касимовом мог управлять только мусульманин, в 1679 году правительницей Касимовской стала мать Сеид-Бурхана Фатима-Султан, после нее ханство было упразднено.

В 1613/14 г. в Ростове женился царевич Молла бин Кучум, плененный еще ребенком при битве на Оби. На свадьбу царевичу из казны единовременно выдали 90 руб., сумму, равную годовому окладу (4).

В 1618 г. его брат Алтанай женился на дочери царевича Мухаммед-Кули бин Атаула. (Атаул приходился братом Кучуму). На свадьбу Алтанаю дали подмогу, равную годовому окладу в 150 руб. (5) Это не был единственный брак царевича. Во второй половине XVII в. в документах упоминаются две его вдовы: Джантата, Алеева мурзина дочь (6), Девлетпача Смолянова (предположительно из крымских мирз) (7)

В свою очередь, незадолго до декабря 1618 г. (год смерти) Мухаммед-Кули женился на Алма-бике — дочери касимовского царя Арслана и Фатимы-Султан (8) и Ай-каныш — сестре Ораз-Мухаммеда, салтана Казачьей орды (9)

В 1628/29 г., очевидно по инициативе и выбору московского царя, принимается решение о женитьбе ургенчского царевича Авган-Мухаммеда на Алтын-сач — падчерице касимовского царя Арслана бин Али и дочери сибирского царевича Азима бин Кучума, и на Карачай (Карачаца) — дочери абыза Ибердея. На свадьбу были выданы 240 руб., много одежды, еды и питья. (10)

Следующие известия относятся к середине XVII в., когда сибирский царевич Алтанай сын Кучума женил своих сыновей. Иш-Мухаммед (при крещении Алексей Алексеевич) первый раз женился в 1649 г., на свадьбу ему дали 50 руб. (11) После смерти супруги он в 1650 г. женился второй раз на некой Султан-бике; на этот раз на свадьбу дали только 30 руб. (12). После крещения ее стали звать Анастасией Васильевной.

Второй сын Алтаная Дост-Мухаммед (Петр Алексеевич) женился впервые до православия в 1653 г. (13) К 1656 г. он уже овдовел. Документы однозначно указывают на то, что разрешение на брак давал лично московский царь.

Дочь Кучума царица Молдур (ее матерью была красавица Сюйдеджан) в Ярославле вышла замуж за Девлет-мирзу Еналея Шейдякова. Это произошло после ее переезда из Касимова в Ярославль в 1627 г. Она овдовела в 1646г. (14)

Имя жены Кучума Сюйдеджан присутствует в описании кортежа сибирских цариц, царевичей и царевен в столицу. Все они были пленены после последней битвы с Кучумом на Оби и торжественный прием, организованный Борисом Годуновым, состоялся 17 января 1599 года. Семья Кучума в сопровождении свиты из пятидесяти человек ехала в двенадцати расписанных санях. Всех нарядили в добротную одежду. Любимец Кучума Асманак был одет в дорогой персидский кафтан, шапку из лисы-чернобурки и желтые сафьяновые сапоги. На Сюйдеджан была шуба «на пупках на собольих, опушена атласом золотым, круг ее кружево и по швам шолк червчат да чернь с золотом, пуговицы серебряные». Впереди процессии ехали те, кто захватил юных султанов и их матерей. Смотреть на торжественный кортеж высыпала вся Москва. Коней, запряженных в сани, вели за поводья проводники в собольих шубах. Процессия двигалась по главным улицам Москвы. У Посольского приказа кортеж встречал князь Василий Щелкалов.

Молдур было 6 лет, когда ее увезли из Сибири. Она скончалась в 1651 году и похоронена на Касимовском кладбище. На ее могиле в прошлом веке можно было прочитать:

«Сказал Господь преславный и всевышний: всякая душа должна вкусить смерть; затем вы к нам возвратитесь… Жизнь человеческая скоропреходяща; употребляй ее на дела угодные Богу.

В 1061 (1651) году, в год Зайца, дочь великого хана Кучум-хана Молдыр-ханым, при жизни своей…»

Другая дочь Кучума, царица Нал (ее мать ханша Лилипак) вышла замуж за мирзу Дин-Али [Любимов, 1915: 63]. Скорее всего, это также ногайский или крымский мирза.

Документы дают право утверждать, что состоялась свадьба еще и у царевича Джансиера (Хансюера) бин Али. Он попал в Россию ребенком, его сына звали Джанбек (Калинник Джансюерев) (15)

Не ранее 1600 г. сибирский царевич Андрей Кучумович (Абулхайр бин Кучум) женился на княжне Ирине Федоровне Ноготковой-Оболенской.

Абулхайр был пленен в 1591 году, когда воевода Кольцов-Масальский у озера Шиели-куль захватил трех сыновей, двух дочерей и двух жен Кучума. Мать Абулхаира звали Шапшан-ханым.. Оказавшись в Москве, Абулхаир крестился и стал Андреем. Потомки его стали князьями Сибирскими и дьяками.

Сохранилась роспись выдачи одежды, еды и питья из казны на бракосочетание царевича Андрея Кучумовича. Помимо подмоги в размере годового оклада (250 руб.) молодым дали одежды и ювелирных украшений (серьги и ожерелья, в том числе и немецкой работы) более чем на 650 руб. (или 850 руб., подсчеты показывают цифру меньшую, нежели приведена в справке), нижнее белье из царских мастерских, шитое золотом и серебром, более чем 100 ведер пи­тья (питьевые меды, водка, привозные вина), а также иные продукты, пряности и экзотические фрукты (16) Также сохранился список свадебных подарков. Общие расходы на свадьбу из казны составляли более 2000 рублей.

Можно предположить, что на свадьбе (в неофициальной части) присутствовал дядя царевича касимовский царь Арслан б. Али. По крайней мере, в это время упоминается его приезд в Москву, поэтому вряд ли это простое совпадение.

В мае 1635 г. князь Калинник Джансюеревич (Хансюерович) женился на дочери князя Василия Козловского Марии (17). На свадьбу Калиннику дали запасов: по 5 пудов меда пресного и паточного, ведро «романеи», 5 ведер вина горячего и осьмину крупчатой муки (18) Имеется информация, что вторым браком он был женат на княжне Аграфене Алексеевне Голицыной. Мария упоминается в 1685/86 г. как вдова князя Калинника.

Внук Кучума Аблай бин Ишим (Василий Ишимович) был женат на княгине Евфимии. Свадьба была сыграна, скорее всего, в 1648 г., когда он приехал в Москву из Кирилло-Белозерского монастыря. В 1649/50 г. он уже упомянут как покойный (19)

Сибирский царевич Василий Андреевич, сын Андрея (Абулхайра) Кучумовича, был женат на княгине Ульяне Филипповне (20)

Касимовский хан Сейд-Бурхан (Василий Арсланович) после 1653 г. был женат на княгине Марии Никифоровне, дочери дворянина Никифора Плещеева. Олеарий сообщает, будто в 1636 г. царь Михаил Федорович обещал в жены юному Сеид-Бурхану свою дочь, если тот согласится принять православие. После крещения в 1653/54 г. касимовскому царевичу вновь якобы предлагали царевну Ирину Михайловну, и как будто даже была достигнута обоюдная договоренность, но брак так и не состоялся [Шишкин, 1999: 106].

В течение нескольких месяцев начиная с апреля 1654 г. под нажимом царя Алексея Михайловича и патриарха Никона были крещены касимовский царевич Сеид-Бурхан б. Арслан (Василий Арасланович) и сибирские царевичи Дост-Мухаммед и Иш-Мухаммед, сыновья Алтаная б. Кучума (Петр и Алексей Алексеевичи). После этого в России остался только один служилый царевич-мусульманин, престарелый Алтанай б. Кучум. вскоре умерший (21)

В 1656 г. сибирский царевич Петр Алексеевич (Дост-Мухаммед б. Атаул) женился на Анастасии Васильевне Нагой.

Далее потомки Кучума ассимилируются в русском дворянстве.

Сибирский царевич Григорий Алексеевич был женат на Анне Григорьевне, «приезжей боярыне» царицы Натальи Кирилловны [Любимов, 1915: 70]. Сибирский царевич Василий Алексеевич был женат на Анне Грушецкой, сестре царицы Агафьи Семеновны (супруги царя Федора Алексеевича). Сибирский царевич Дмитрий Алексеевич был женат на Ксении Долгоруковой, дочери боярина князя Владимира Долгорукова [Любимов, 1915: 71, 72; Шватченко, 1996: 90]. Княжна сибирская Прасковья Алексеевна была замужем за стольником царицы Натальи Кирилловны Иваном Волынским [Любимов, 1915: 72]. Касимовский царевич Никифор Васильевич был женат на некоей княгине Анне Григорьевне [Вельяминов-Зернов, 1866:416].

Касимовский царевич Семен Васильевич женился в 1690/91 г. на княжне Марии Трубецкой, княжна касимовская Евдокия Васильевна с 1683/84 г. была замужем за комнатным стольником Петра I боярином (с 1689/90 г.) Мартемьяном Нарышкиным [Любимов, 1915: 72]. В приданое за свою сестру царевичи Иван и Семен Васильевичи отдали с. Беляково и «пустошь что была деревня Власова» Касимовского уезда (25 дворов крестьянских, 25 крестьян, 28 детей крестьянских, 22 двора бобыльских, 22 бобыля, 13 детей бобыльских, 76 недорослей) (22). Княжна касимовская Домна Васильевна была замужем за генерал-майором князем Юрием Хилковым [Любимов, 1915: 73, 74]. Князь Богдан Калинникович был женат на княжне Елене Барятинской. Князь Федор Калинникович был женат на некоей Евдокии Герасимовне. Царевич касимовский Василий Иванович был женат на Анастасии Салтыковой, сестре царицы Прасковьи…

Подготовлено по материалам работы А.В.Белякова (Рязань) «Политика Москвы по заключению браков служилых Чингисидов».

РГАДА, ф. 141, on. 1, 1626 г., д. 59, л. 19-21,89-93.

Вельяминов-Зернов, 1866: 174, 175; Беляков, 2006а: 20;

РГАДА, ф. 141, on. 1, 1615 г., д. 4, л. 18;

РГАДА, ф. 134, on. 1, 1630 г., л. 41

РГАДА, ф. 131, on. 1, д. 10, л. 6.

РГАДА, ф. 130, on. 1, 1678 г., д. 1

РГАДА, 131, on. 1, 1671 г., д. 1, л. 3

РГАДА, ф. 141, on. 1, 1626 г., д. 59, л. 89-93

РГАДА, 141, on. 1, 1624 г., д. 1; ф. 134, on. 1, 1630 г., л. 7, 31; Беляков, 2005

РГАДА, ф. 134, on. 1, 1630 г., д. 1

РГАДА, ф. 131, on. 1, 1649 г., д. 1

12.РГАДА, ф. 131, on. 1, 1650 г., д. 2; 1654 г., д. 3

РГАДА, ф. 131, on. 1, 1653 г., д. 7

РГАДА, ф. 131, on. 1, 1650г., д. 6, л. 1; 1652г., д. 9, л. 3; ф. 141, оп. 3, 1646 г., д. 113а, л. 73

РГАДА, ф. 131, 1633 г., д. 14

РГАДА, ф. 134, on. 1, 1630 г., д. 1, л. 41-49

17 РГАДА, ф. 131, on. 1, 1635 г., д. 2, л. 1; ф. 210, оп. 6, д. 138, л. 54 об.

РГАДА, ф. 131, on. 1, 1649 г., д. 4, л. 4

РГАДА, ф. 131, on. 1, 1695 г., д. 1,л. 23.

Любимов, 1915: 65; РГАДА, ф. 210. Столбцы приказного стола, д. 1022, л. 18.

Шишкин, 1999: 106; Рязанские, 1889: 71, 72

РГАДА, ф. 159, оп. 2, д. 2080, л. 9, 11

vin