Учение «Билік» является древним учением. Его основоположником считается мудрец Бий, в честь которого названа одноименная река на Алтае. Системный характер этому учению придал Арыс-бий, имя которого носит река в Южном Казахстане. Алп-Арыс-бий имел лакаб (почетный титул, возвеличивающий эпитет — прим. ред.) Туран, который был распространен на все подвластные племена территорий современной Средней Азии и Казахстана. В тюркском фольклоре его называют Алп-Ер-Тунга. Сыновьями его считаются Бек, Жан и Ақ. По народному преданию, Бек руководил племенем с самоназванием Үюшы (юэчжи), Жан — племенем Үй-ғыр (уйгуры), Ақ — племенами Іс-Ақ (саки), Үй-сін (уйсуне) и Қаңлы-үй (канглы, кангюи). В период древних гуннов, сяньбийцев, древних тюрков, тюргешей и тюрко-монголов учение «Билік» традиционно хранило и развивало племя «Үч-юз-бу» («Үш-жүз-бу», «Цзу-бу»). При Чингисхане знатоком учения считался старец Үйсін (Төбе би) и его сын Майкы би.
В 1206 году Чингисхан решил реформировать учение «Билік» и поручил Майкы би разработать новый символический язык биев с тем, чтобы этот язык был образным, афористичным, емким и метким, вместе с тем высокопоэтичным, красочно-привлекательным. Майкы би блестяще справился с заданием Чингисхана. До нас дошли только отдельные фрагменты реформированного учения «Билік». Исходя из сугубо патриотических чувств, казахи приписывают приоритет реформаторства учения «Билік» Майкы би, монголы же — Чингисхану. На самом деле правда находится посередине. Язык учения является языком Майкы би. Не зная его особенностей, невозможно понять содержание устного знания «Билік». С другой стороны, ознакомившись с содержанием учения, невозможно не признать, что его лейтмотивом является девиз Чингисхана: «Ақ найзаның ұшымен, ақ биліктің күшімен ел болуды ойлаңдар». На языке биев, о чем было сказано выше, это означает: «Праведно используя острие пики и силу власти, стремитесь обеспечить единство народа». О значении единства и справедливости говорится: «Бірлік бар жерде тірлік бар. Ақтықсыз бірлік болмайды» (Существование есть там, где есть единство. Единство есть лишь там, где есть истина-праведность). Одновременно еще раз подчеркивается: «Бірлік түбі — береке, береке түбі — мереке». В переводе с языка биев это звучит так: «Лишь общими усилиями, единением можно добиться достатка, итогом достатка будут всеобщий праздник и благоденствие». Тут же следует предупреждение: «Күшке сенген жөн болмас. Ұры-қары жиылып, ұйтқылы ел болмас» (Упование на одну силу к добру не приводит. Сообщество злодеев не создаст основу для единства народа). Таким образом, основой существования эля утверждается трехчастный императив: «справедливость-единство-сила», гармонично вписывающийся в вековечную «социальную триаду»: «мораль-государство-право».
Инструментом достижения справедливости служит суд биев. Перед бием все равны. «Тұралы биде тұган жоқ» (У справедливого бия нет родни). Ко всем должно проявляться одинаковое беспристрастие. «Би — ақтықтын қулы» (Бий — раб справедливости). Из требования беспристрастности вытекает требование неподкупности. Соблазнение на взятку равносильно тому, что бий сам обрекает себя на позор, что в условиях кочевого образа жизни при родоплеменных отношениях означало фактически изгнание из общины и голодную смерть в одиночестве. Более того, в случае соблазна бий накладывает несмываемое пятно позора на честь рода и перечеркивает будущее своего потомства. До восьмого поколения оно лишается права на судейство.
Бий единолично проводит дознание, следствие, выносит обвинение и судебное решение. При проведении дознания и следствия бию обязаны помогать все. Отказники приговариваются к уплате крупного штрафа («ордалық төлем» — государственный штраф). Высказывание угроз в адрес бия равносильно подписанию смертного приговора себе. С другой стороны, бий обязан продумывать каждое слово и каждое действие настолько, чтобы ненароком не нанести урон чести и достоинству любого физического лица, не говоря уже о роде или целом племени. Первым принципом жизнедеятельности бия является «Малым жаныма садаға, жаным арыма садаға», т.е. «Жизнь дороже богатства, честь дороже жизни». Вторым принципом является «Өлiмнен ұят күштi» — «Совесть сильнее смерти (лучше умереть, чем испытывать нестерпимые уколы совести)». Третий принцип: «Ақты ақ деп бағала, қараны қара деп қарала» — «Белое цени как белое, черное без колебаний определяй как черное». Проявления заботы о личности требовал четвертый принцип: «Елдi ер корғайды. Ерiн сыйлай бiлмеген, елiн сыйлай бiлмейдi». Это означает: «Личности являются защитниками Отечества. Кто не ценит Личность, тот не ценит Отечество». Исходя из этого принципа, бии были обязаны всячески способствовать делу раскрытия и развития личностей с раннего возраста. Считалось: есть личности — есть суд биев, есть суд биев — есть справедливость, есть справедливость — есть единство, есть единство — есть нормальная жизнь кочевого общества. С другой стороны, велика ответственность личности. «Ер намысы — ел намысы», т.е. «Достоинство, честь Личности — честь и гордость народа». При этом Личность должна быть далека от мысли, что является чьим-то «отцом-благодетелем». «Отцами-благодетелями» рода являются только лишь аруахи — духи предков родоначальников.
Суд биев существует прежде всего для духовной, физической и имущественной безопасности всех в целом и каждого в отдельности. Убийство, насилие, грабеж, воровство, измена, мужеложество, прелюбодеяние и содомия караются гласно и принародно. За преступления — либо смертная казнь, либо «құн» — штраф, измеряемый определенным количеством скота. Вор возмещает потерпевшему ущерб в десятикратном размере. Каждое увечье оценивается особым образом: например, большой палец стоит 100 баранов, мизинец — 20 баранов, умыкание девушки стоит 1000 баранов, умыкание вдовы — 500 баранов.
Нельзя нарушать испытанные веками традиции: «әдет», «ғұрып», «әдеп» (привычки, обычаи, культуру взаимоотношений). Все, кто связан кровным родством до седьмого колена по отцовской линии, считаются родными братьями и сестрами. Браки, кровосмешение между ними не допускаются. Разрешаются браки начиная с восьмого колена. Род-община из сородичей с 1-го по 7-е колено и род-община с 8-го по 14-е колено считаются двоюродными. Род-община с 1-го по 7-е колено и род-община с 15-го по 21-е колено считаются троюродными в родстве друг с другом и т.д. При этом род с 15-го по 21-е колено считается старшим по отношению к роду с 8-го по 14-е колено, а последний — старшим по сравнению с родом с 1-го по 7-е колено. Для каждого рода-общины считается делом чести установить сватовские родственные связи с как можно большим числом родовых общин. Самыми уважительными должны быть сватовские связи по принципу «күйеу жүз жылдық, құда мың жылдық» (зять на сто лет, а сваты — на тысячу лет).
В «Билiке» подробно расписывались элементы культуры взаимоотношений между родителями и детьми, братьями и сестрами, снохами и свекровями, зятьями и родственниками жены, дядями и племянниками и др. Например, родственники жены могли обратиться в суд биев с жалобой на родственников мужа, если те обижали их родственницу. Мальчики не имели права поднимать руку на девочек. Юноши не имели права грубо обращаться с девушками. Снохи имели свои права и обязанности, зятья — свои. Никто не имел права покушаться на права другого. Но при этом никто не имел права обижаться на шутки. Острое слово и остроумные высказывания всячески поощрялись. Определенную осторожность следовало проявлять только по отношению к старшим и младшим. Между ровесниками, а также между родственниками жены с одной стороны и их старшими зятьями с другой стороны разрешались любые шутки при условии, что они исключали откровенную грубость и хамство.
Суд биев всегда учитывал все тонкости родственных взаимоотношений между сторонами, которые затеяли тяжбу. Особо подчеркивалась важность уважения младших к старшим, регламентировались правила уважительного обхождения со старшими по возрасту и званию. К примеру, младший не имел права открывать рот, пока старший сам к нему не обратится, не смел сидя приветствовать старших. С другой стороны, устанавливалось особое отношение к гостю либо соплеменнику, вернувшемуся из далеких краев. В этом случае приоритет почестей и уважения отдавался им, невзирая на возраст. Так, даже если ребенок приехал издалека, пожилой аксакал должен приветствовать его стоя.
Не меньше внимания уделялось супружеским отношениям, при этом подчеркивалась важность роли женщины как жены и как матери: «Мужчина не есть солнце, чтобы являться во всех местах людям; жена должна, когда муж займется охотой или войной, держать дом в благолепии и порядке». Чингисхан любил повторять по этому поводу: «Хорошие мужья узнаются по хорошим женам». А также: «Хорошая жена создает мужу хорошую репутацию и возвысит его имя в обществе подобно горе, воздымающей вершину. Если же жена дурна и бестолкова, без рассудка и порядка, то такова будет и репутация мужа». Супружеская измена каралась жестоко. Вообще, для степняков целомудрие и отсутствие разврата, адюльтера, мужеложества и содомии было характерной чертой, которую отмечали все очевидцы. Видимо, поэтому их высокие морально-нравственные качества обеспечивали столь же высокий боевой дух и чувство превосходства над погрязшими в грехе и разврате «цивилизованными» соседями. Поэтому Чингисхан и называл себя «бичом божьим», громя хорезмийцев.
Большое значение придавалось Чнгисханом борьбе с таким распространенным общественным пороком, как пьянство: «В вине и араке нет пользы для ума и дела, нет добрых качеств и нравов; они располагают к дурным делам, убийствам и распрям, лишают человека вещей, которые он имеет и искусств, которые он знает; становятся постыдны путь и дела его…» «Государь, жадный к вину и араку, не может произвести великих дел, мыслей и великих учреждений. Командир, жадный к вину и араку, не может держать в порядке дела своей тысячи, сотни или десятка. Простой воин, жадный в питье вина, навлечет беду на себя. Пастух, не знающий меру в питии, покончит лошадь, стадо, все свое имущество и станет нищим. Слуга, жадный к питью вина, будет проводить жизнь непрерывно в смущении и страдании. Эти, вино и арак, не смотрят на лицо и сердце опьяненных, опьяняют и хороших, и дурных…» Видимо, в эпоху кризиса, предшествовавшего становлению новой державы, пьянство достигло такой степени и таких масштабов, что потребовалось его регламентирование: «Если нет уже средства от питья, то должно в месяц напиваться три раза; если перейдет за три — преступление. Если в месяц два раза напиваться — это лучше, если один раз — еще похвальнее. Если человек не пьет — что может быть лучше? Но где найдут такого человека, который бы не напивался? А если найдут, то такой человек достоин всякого почтения».
Таким образом, в учении «Билiк», реформированном Майкы би и Чингисханом, мораль и право совпадают. Каждое положение учения исходит из цели достижения единства в форме гармоничных отношений в обществе, утверждает приоритет общечеловеческих ценностей.
Мухамед-Халел Сулейманов