kurul

Способ выбора хана и право престолонаследия

В соответствии с основным традиционным законом после освобождения престола хан выбирался курултаем, состоящим из беев и почтенных, именитых людей. В курултае могло принимать участие и население, жившее в месте, где он проводился. Кандидат на престол обязательно должен был принадлежать к ханской династии. Среди тех, кто обладал этим качеством, правом приоритета при выборах пользовался самый старший сын умершего хана. В случае если у хана не было сыновей или его сын не достиг совершеннолетия, на место умершего хана выбирался его самый старший по возрасту брат, при отсутствии брата — дядя со стороны отца или, в случае его смерти — сын этого дяди. Главное условие — это приоритет самого старшего в роду (потомства). В случае, если смерть хана означала прекращение династии, курултай беев мог выбрать правителем одного из беев, отвечающего требованиям предъявляемым к хану.

Условием законного занятия трона престолонаследником было обязательное согласие беев или, другими словами, одобрение и утверждение кандидата курултаем.

В тех случаях, когда трон освобождался и при этом прекращалась династия, избрание хана приобретало характер самых настоящих выборов. Во время свободных выборов тюрки всегда избирали ханом тех, кто был известен своим служением народу, способных, с сильной волей, обладающих необходимыми для правителя качествами.

При наличии же законного наследника трона выборы хана заключались в одобрении и утверждении престолонаследника.

Во все периоды тюркской истории основатели династий были действительно избраны беями и частью народа.

Эта традиция, зародившись еще у азиатских гуннов, совершенно не изменилась вплоть до Османской династии. В этой связи очень характерен рассказ, касающийся избрания представителя «Хун Чао» (создавшей на севере Китая государство) Льеу-Юана «Тенгри Кутом». Однажды один из родственников Льеу-Юана пригласил на собрание гуннских беев, живших в Северном Китае и подчинявшихся китайцам. На собрании (курултае) он сказал: «Наши предки заключили договор с древней Ханьской династией. По этому договору китайцы и гунны должны были считать друг друга братьями. В настоящее время династия Хань в Китае прекратилась… Гуннский народ сегодня лишен независимости. Данный нам (нашим предводителям) титул «тенгри кут» теперь не что иное, как пустое слово. Все наши беи не более чем пленники (невольники) китайской династии. Но, хотя мы сейчас и слабы, числом мы (наши воины) составляют 20 тысяч. Почему мы ничего не предпринимаем? Почему не используем (сейчас) противоречия в Китае?.. Мы не должны упустить шанс. Наш предводитель Льеу-Юан отважен, он обладает всеми достоинствами великого правителя. Если бы Тенгри не был сторонником возрождения Гуннского государства, разве он послал бы нам такого ценного предводителя, как Льеу-Юан?»

Согласно сообщениям китайских источников, эта речь произвела на гуннов глубокое впечатление.

В результате гуннские беи единодушно выбрали Льеу-Юана «тенгри кутом» и провозгласили независимость (304 г. до н.э.). Достоин удивления тот факт, что в течение 1600 лет способ избрания хана и учреждения династии не изменился. Основатель Османской династии Осман Бей был избран ханом точно так же. Предание об этом Лютфи-паша передает следующими словами:

«Собрались все (тюрки), называвшиеся огузами и все беи и кетхуда (управители) той страны. Они пришли к Осману и держали совет, учитывая все обстоятельства дела. После долгих споров был сделан следующий вывод, который был сообщен Осману: «Вы происходите из ханского рода. Кайы-хан после Огуза (хана) был «агой» и ханом над всеми огузами. По завещанию Кюена (хана) и в соответствии с огузским «торе», пока существует род Кайы, наследники рода Озге не могут быть ханами и падишахами. Сейчас нам нечего ждать помощи от Сельджукидов. Они потеряли большую часть своих территорий, и их победили татары (иль- ханиды). Впрочем, покойный (сельджукид) султан Алауддин был благосклонен к вам и вашему отцу, передал вам в управление эту местность и сделал вас «беем». Вы достойны того, чтобы быть ханом, в вас есть величие. Необходимо единодушие в этом… Мы будем вам подчиняться, признавать вашу власть и воевать на вашей стороне в этих краях». Покойный Осман Гази принял предложение (беев). После этого все беи и управители огузов, собравшиеся там, встали и, по огузскому обычаю, три раза поклонились, выразив покорность.

Затем Осману Гази поднесли чаши, наполненные медом и кумысом… Чавуши провозгласили молитву за здоровье и процветание на троне.

Церемония избрания хана описывается приблизительно таким же образом и в героическом сказании об Огуз-хане: на курултае вначале утверждается хан, затем в честь беев устраивается пир (той).

Как уже говорилось выше, в вопросе о престолонаследии главным было следующее правило: наследник трона (кандидат, обладающий правом восшествия на престол) — это, в первую очередь, старший сын умершего хана. Только при отсутствии сына ханом может быть избран другой близкий родственник. Однако довольно часто оно и нарушалось. В истории всех тюркских государств было немало случаев, когда место законного наследника хана занимал либо его тщеславный дядя, либо двоюродный брат, либо могущественный бей, смогший привлечь на свою сторону большинство беев.

Садри Максуди. Тюркская история и право

vin