Родословная Кучума
Судя по словам Абульгази, род хана Кучума в тринадцатом колене соединялся с родом Чингисхана. Это представляет интерес, а потому приведу рассуждения историка слово в слово: «Сыном Чингисхана был Джучи хан, его сын — Шайбан хан, его сын — Бахадур хан, его сын — Джучи-Бука, его сын — Бадакул, его сын — Менгу-Тимур, его сын — Беккунде, его сын — Али-оглан, его сын — Хаджи-Мухаммед хан, его сын — Махмудек, его сын — Апак хан, его сын — Тулык хан, его сын — Шамай султан. Сыном упомянутого Махмудек хана был Муртаза хан, а его сыном был Кучум хан». Выходит, Кучум хан — сын Муртазы хана, Муртаза хан — сын Махмудека, Махмудек — сын Хаджи-Мухаммеда, Хаджи-Мухаммед — сын Али-оглана, Али-оглан — сын Беккунде, Беккунде- сын Менгу-Тимура, Менгу-Тимур — сын Бадакула, Бадакул — сын Джучи-Буки, Джучи-Бука — сын Бахадура, Бахадур — сын Шайбана, Шайбан — сын Джучи, Джучи — сын Чингиза.
Марджани так пишет по этому поводу: «Пятый сын Джучи хана Шайбан хан жил в двенадцати километрах от Тобола, в стольном городе детей своих — Сибири, последним названием которого был Искер. С древних времен Хаджи-Мухаммед хан бине Али бине Беккунде бине Менгу-Тимур бине Бадакул бине Джучи-Бука бине Шайбан бине Джучи. После — сын Махмудек хан, сын Ибрагим хан, славный Сабак хан. После — сын Тулукходжа хан, после — сын Шамай хан, после — сын Ураз хан, после — сын Бахадур хан, после — сын Гумар Джида Муртаза хан бине Ибрагим хан, после — сын Кучум хан».
Думается, как и прочие свидетельства почтенного Марджани хазрета о Кучуме, его записи о родословной этого хана не вполне точны. На первый взгляд, они мало чем отличаются от слов Абульгази, однако, при более пристальном рассмотрении, обнаруживается очень большая разница. То, что пишет Абульгази, можно привести в соответствие с историей, написанной русскими, а вот версия Марджани часто ставит в тупик. Если принять, по Абульгази, что отец Кучума Муртаза был сыном Махмудека, то у Марджани он — сын хана Ибрагима. Если первый утверждает, что Муртаза был сыном Махмудека и что Ибрагим доводится ему братом (Муртазе), то второй пишет, что Муртаза — сын хана Ибрагима. Если Ибрагим, которого Марджани считает отцом Муртазы, является тем самым Ибрагимом, что был сыном Махмудека, то получается, что Муртаза доводится Махмудеку внуком. Все это очень путано. А как понять слова: «…после — сын Гумар Джида»? Нет, не сходятся концы с концами.
В знании родословной тюркских народов никто не может сравниться с Абульгази, а потому мы относимся к его записям с полным доверием. Мы не станем считать отца Кучума сыном Ибрагима. Запомним, что Муртаза был сыном Махмудека. А Ибрагим был Муртазе родным братом.
Господин Миллер тоже считает Муртазу сыном Махмудека. Вот только, считая Махмудека и Ибрагима по прозвищу Апак родными братьями, а отцом их Хаджи-Мухаммеда, он ошибается. Потому что Ибрагим с Махмудеком вовсе не братья, а первый доводился второму сыном.
У Абульгази, как и в русской истории, между Джучи-Букой и Шайбан ханом есть еще хан Бахадур. Следовательно, Джучи-Бука был сыном Бахадура, а Бахадур — сыном Шайбана. Тогда как, по Марджани, Джучи-Бука не внук Шайбана, а его сын. В данном случае мы снова занимаем сторону Абульгази и русских историков.
ХАДИ АТЛАСИ, общественный деятель, историк и педагог