Шибан и Шибаниды
Шибан (Сибан) — внук Чингисхана, пятый сын Джучи от главной жены, младший брат Батыя. Один из командующих в западном походе монголов. «Шибан» является именем-титулом, восходящим к древнетюркскому себек/севен — «любимый», «любящий», «верный», которое у восточных тюрков, равно как и у древних карлуков, было эпитетом дружины-сотни и заменителем термина йуз.
В 1237 году Шибан участвовал в походе на башкир, Волжскую Булгарию и мордву, зимой 1237—1238 годов — в первом походе на Русь. На обратном пути из Новгородской земли в степь Шибан вместе с основными силами двигался западным маршрутом, пройдя в 30 км восточнее Смоленска, выйдя на Вщиж и затем повернув на восток к Козельску. В конце 1239 года Шибан вместе с отрядами Бучека вторгся в Крым и взял Сурож.
В последней части западного похода войска Шибана участвовали во взятии Киева, после разделения войск на Волыни Шибан вместе с Батыем и Субэдэем взял за 3 дня Галич. После этого часть корпуса во главе с Каданом отделилась, чтобы пойти более южным маршрутом. Обе группы преодолели Карпаты и вторглись в Венгрию, соединились для битвы на Шайо, где были разгромлены венгерские войска (1241), затем вновь разделились. Шибан вместе с Батыем и Субэдэем разоряли земли Словакии и Чехии, затем соединились с пришедшим с севера после победы при Легнице корпусом Байдара. Монголы выдвинули свои авангарды до Вены, но на столкновение с соединённым чешско-австрийско-каринтийским войском не пошли. Примерно в то же время, получив известие о смерти великого хана Угэдэя, они вернулись на восток. После окончания западного похода, в 1241 Бату передал Шибану титул орлок — главнокомандующего армией Монгольской империи.
Улус Шибана был одним из наиболее крупных и самых долговечных владений потомков Джучи. Шибан основал династию, правившую в северо-восточной части улуса Джучи. У Шибани было двенадцать сыновей: Байнал, Бахадур, Кадак, Балака, Черик, Мирган, Куртка, Айаджи, Сайилкан, Байанджар, Маджар, Коничи.
Разные ветви династии управляли Синей Ордой (1361—1368), Золотой Ордой (1361—1494, с перерывами), кочевыми узбеками (1417—1500), Тюменской Ордой и Сибирским ханством (1457—1664), Бухарским ханством (1500—1601) и Хивинским ханством (Арабшахиды, 1511—1728).
Когда во времена Великой замятни в улусе Джучи почти одновременно вымерли линии Орду Ичэна, старшего сына Джучи, правившая в Кок Орде, и линия Бату—верховных ханов улуса Джучи, Шибаниды остались единственными представителями законной линии потомков Джучи. Претендуя на всё наследие улуса Джучи, Шибаниды вели непримиримую борьбу с Тугатимуридами, потомками тринадцатого сына Джучи от наложницы Тукай Тимура, утвердившимися в улусе Джучи, Большой Орде, Крымском, Казанском, Астраханском ханствах и в казахском ханстве Ак Орда. Различные представители династии Шибанидов несколько раз захватывали престол улуса Джучи, однако удержаться на нём не смогли. Старшая линия Шибанидов захватила власть в Сибири, с перерывами царствуя до присоединения к России. В России потомки последнего хана Сибири Али стали ханами последними Касимовскими. Их потомки носили титулы царевичей Касимовских и Сибирских (с 1718 князья Сибирские). Представители средней линии захватили власть в Кок Орде, свергнув Тукайтимуридов, потомков Урус-хана, позднее основавших казахское ханство Ак Орда. В борьбу с ними вступили представители младшей линии Шибанидов, захватившие власть на части территории Кок Орды, и в 1511 завоевавшие Хорезм, основав линию Хивинских ханов. К средней линии Шибанидов относился основатель узбекской династии Шибанидов — Шейбанидов — Мухаммед Шейбани (1451—1510), сын Шахбудаг-султана, внук Абулхайра.
Род Шибана, сына Джучи. Государство Джучидов.
Султанов Т. И.
Род Шибана, сына Джучи: место династии в политической истории Евразии.
В результате завоевательных войн Чингис-хана (ум. в 1227 г.) и его первых преемников образовалось «Великое Монгольское государство» (Еке Монгол улус). Так стало называться государство Чингис-хана с 1211 г., что вытекает из текста «Цза-цзи» Ли Синь-чуаня (Мэн‑да бэй‑лу, комм. 93, с. 123-124). Это официальное название Монгольского государства мы находим и в надписи на печати великого хана Гуюка, который правил в 1246 – 1248 гг. Монгольская империя выделялась среди прочих кочевых империй, прежде всего своими огромными размерами: она простиралась от Амура и Желтого моря – на востоке до Дуная и Евфрата – на западе. Естественно, что империя, объединявшая под своей властью разные племена и народы, страны и государства Дальнего Востока, Передней Азии и Восточной Европы, не могла просуществовать долго. Уже к середине 60-х годов XIII в. Монгольская империя распалась на четыре улуса-государства, каждое из которых возглавляли ханы – потомки Чингис-хана. Этими независимыми и враждовавшими друг с другом государствами были:
1. Золотая Орда, в состав владений которой входила вся Великая Степь (Дешт-и Кипчак – мусульманских источников) от Иртыша – на востоке до Дуная – на западе; этим государством правили потомки Джучи (ум. в 1227 г.), старшего сына Чингис-хана.
2. Чагатайское государство, включавшее Мавераннахр (Среднеазиатское междуречье Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи), Семиречье, Восточный Туркестан и получившее свое название по имени второго сына Чингис-хана – Чагатая (ум. в 1242 г.).
3. Государство Хулагуидов, созданное в Иране Хулагу-ханом (ум. в 1265 г.), сыном Тулуя, четвертого сына Чингис-хана; Хулагу и его преемники на троне носили также титул ильханов, поэтому в исследовательской литературе нередко называют монгольских правителей Ирана Ильханами (Ильханидами). Государство Ильханов во время своего основания охватывало все страны от Аму-Дарьи до Индийского океана и от Инда до Евфрата, а также большую часть Малой Азии и кавказских стран.
4. Государство в собственно Монголии и Китае с центром вначале в Кайпине, а затем в Пекине (Ханбалык), которым правила другая ветвь потомков Тулуя (ум. в 1233 г.), а именно: потомки великого хана Хубилая (ум. в 1294 г.), брата ильхана Хулагу. Это государство получило китайское официальное имя – Империя Юань.
Историческая судьба этих четырех монгольских династий сложилась по-разному. Потомство Тулуя, правившее в Китае (династия Юань), китаизировалось. Джучиды, Чагатаиды и Хулагуиды приняли ислам – веру своих подданных. Потомки Тулуя сохраняли власть в Монголии до XVII в., а в Китае они правили только до 1368 г., когда им на смену пришла династия Мин. Последний ильхан Абу Саид умер в 1335 г. и государство Хулагуидов в Иране распалось между 1336 и 1353 гг. Чагатайская держава в конце 40-х годов XIV в. разделилась на два государства – западное и восточное. В западных владениях – Мавераннахре – род Чагатая потерял свое господство и фактическая власть находилась в руках тюрко-монгольских эмиров (беков), среди которых выделился эмир Тимур (годы жизни: 1336 – 1405) из отюреченного монгольского племени барлас. Дальнейшая история западной части Чагатайского государства (название чагатай было сохранено только за западным государством – государством Тимура и его кочевым населением) сложилась так, что в Мавераннахре возникла династия Тимуридов, правившая страной до начала XVI столетия. В начале XVI в. государство Тимуридов было завоевано кочевыми племенами из Дешт-и Кипчака – узбеками, во главе которых стояли Шибаниды – потомки царевича Шибана, сына Джучи, старшего сына Чингис-хана.
Джучиды сохраняли верховную власть в Дешт-и Кипчаке и смежных регионах очень долго – до середины XIX столетия.
Из названных четырех монгольских государств особое значение для политической и этнической истории тюрков имел Джучиев Улус.
В средневековой восточной литературе нет ни одного специального сочинения по истории Золотой Орды. Но именно мусульманские источники, наряду с русскими летописями и записками европейских путешественников и миссионеров, сохранили наиболее подробные сведения о государстве монголов с центром в Нижнем Поволжье, о Золотой Орде – предмете нашего исследования.
История образования Золотой Орды связана с историей сложения удела-владения Джучи, старшего сына Чингис-хана. Чингис-хан, подчиняясь народному обычаю, еще при жизни назначил уделы своим сыновьям и другим родичам. Насколько можно судить по имеющимся материалам, первым был выделен старший сын Чингис-хана Джучи. Когда в 1207 – 1208 гг. Джучи покорил енисейских кыргызов и прочие «лесные народы» юга Сибири, говорится в монгольской хронике 1240 года, отец подарил все эти народы ему. Впоследствии, после покорения Чингис-ханом Средней Азии (1219 – 1224 гг.), в состав удела Джучи вошли обширные земли к западу от Иртыша и от границ Каялыка (в Семиречьи) и Хорезма (нижняя Аму-Дарья) «вплоть до тех пределов, куда доходили копыта татарских коней», т. е. до границ царства Волжских булгар (Джувейни, изд. Казвини. Т. 1, с. 31).
Завершив военную кампанию в Средней Азии, в 1224 г. Чингис-хан вернулся в Монголию с сыновьями, кроме Джучи. Тот остался в полюбившихся ему Кипчакских степях, чтобы заняться заботами правления своего улуса-владения. Согласно Рашид ад-Дину, автору «Сборника летописей» (Джами ат-таварих), главному источнику по истории Монгольской империи, орда (ставка) Джучи «была в пределах Иртыша» (Рашид ад-Дин, Т. II, с. 78). По утверждению Абу-л-Гази, Чингизида и автора «Шаджара-йи тюрк» («Родословное древо тюрков»), «резиденция (тахтгах) Джучи располагалась в Дешт-и Кипчаке, и это место (йер) называлось Кöк-Орда» (Абу-л-Гази, с. 172).
После смерти Джучи в начале 1227 г. его преемником стал его сын Бату. О первых десяти годах правления Бату-хана в источниках мало сведений. В 1228 или 1229 г. он присутствовал на всемонгольском курултае (собрание монгольской знати), на котором третий сын Чингис-хана, Угедей был провозглашен великим ханом. На всемонгольском курултае 1235 г. было принято решение о новом походе в западные страны и Бату был назначен предводителем объединенного монгольского войска. Разгромив в ходе кампании 1236 – 1242 гг. волжскую Булгарию, русские княжества, опустошив Польшу, Венгрию, Чехию, Валахию и другие европейские области и страны, Бату вернулся в низовья Волги, куда была перенесена и резиденция Джучидов, располагавшаяся ранее в районе Иртыша.
Завоевания Бату в ходе семилетнего похода 1236 – 1242 гг. изменили лик Евразии. Перестало существовать государство волжских булгар, погибла династия западных кипчаков, исчезли многие другие самостоятельные владения, царствующие фамилии, и впервые в истории все пространство Великой Степи от Иртыша – на востоке до Дуная – на западе, целиком оказалось в составе владений одной и той же династии Джучидов, мужских потомков Джучи, старшего сына Чингис-хана. Северными рубежами владений Джучидов теперь являлись г. Булгар и область Башгырд; южный рубеж на Кавказе составляли Железные Ворота (г. Дербент в Дагестане); юго-восточная территория улуса Джучи включала всю местность от Верхнего Иртыша к оз. Ала-Куль и дальше по югу оз. Балхаш (Кокче-Тенгиз) к Сырдарье. Оттуда граница тянулась через район среднего течения Сыр-Дарьи южнее Аральского моря, захватывая Северный Хорезм с Ургенчем, плато Устюрт и Мангышлак.
Бату, первый правитель улуса Джучи, после смерти своих дядей Угедея (ум. в конце 1241 г.) и Чагатая (ум. в начале 1242 г.) считался, по выражению Джувейни, «всем царевичам старшой (ака)», пользовался наибольшим авторитетом и обладал даже некоторыми правами государя. Тем не менее, он до конца своей жизни оставался вторым после великого хана человеком в Монгольской империи и не стал главой самостоятельного государства. Как при правлении Бату (ум. в 1255 г.), так и при первых преемниках его (Сартаке, Улагчи, Берке) улус Джучи составлял лишь одну из частей обширной Монгольской империи с центральным правительством в Каракоруме (Монголия).
Политическую самостоятельность Джучиды обрели лишь в годы правления внука Бату Менгу-Тимура (1267 – 1280 гг.): он первым из правителей Джучиева Улуса стал чеканить монеты от своего имени с титулом «правосудный великий хан» и выдавать ярлыки (повеление), в частности, русскому духовенству (первый ярлык датирован августом 1267 г.).
Таким образом, с конца 60-х годов XIII в. улус Джучи отделяется от общеимперского центра и становится самостоятельным государством. Для обозначения этого нового Монгольского государства в сочинениях мусульманских авторов и текстах официальных документов на протяжении средневековья употреблялись различные названия. Вот неполный их перечень: улус Джучи, Дешт-и Кипчак, Кипчак, Дом Бату, Страна Берке, Северное царство, Улуг Улус, Токмак, Токмакский улус, Узбеково государство, Узбекский улус. В исследовательской литературе оно известно под именем Золотой Орды.
Принято считать, что словосочетание «Золотая Орда» перешло в научную литературу из русских летописей и имеет позднее происхождение. На Руси новое монгольское государство с центром в Нижнем Поволжье долгое время не имело какого-либо специального названия, и вместо него в русских летописях употреблялись выражения типа: «в татары», «из татар», «к Батыю» и т. п. С конца XIII в. на смену этим выражениям приходит наименование «Орда», которое прочно утверждается во всех русских официальных документах и летописях. Название «Золотая Орда» (в форме «Златая Орда» и «Великая Орда Златая») в русских источниках зафиксировано лишь во второй половине XVI в., когда основанное Джучидами государство с центром в Поволжье уже полностью распалось. Следует особо отметить, что в русских источниках выражение «Златая Орда» употребляется только в значении части улуса Джучи; лишь в исследовательской литературе понятие «Золотая Орда» – синоним государства потомков Джучи в целом.
Происхождение названия «Золотая Орда», по мнению ряда исследователей (А. Г. Митрошкина, Г. А. Богатова, Г. А. Федоров-Давыдов, В. Л. Егоров), находится в прямой связи с ханской ставкой, а точнее, с богато украшенной золотом и дорогими материями парадной юртой монгольского правителя. Действительно, в средневековую эпоху присвоение названия «Золотая Орда», «Золотой шатер» царской ставке было явлением ординарным. Так, к примеру, у арабского путешественника X в. Тамима ибн Бахра мы находим описание «золотого шатра» правителя страны древних уйгуров. Термин «Золотая Орда» нередко употреблялся в мусульманских и европейских источниках XIII – XIV вв. при описании событий в Монгольской империи. Вот несколько примеров. Рашид ад-Дин, рассказывая о возвращении Чингис-хана в 1224 г. из Средней Азии в Монголию, указывает, что когда тот достиг местности Бука-Сиджигу, то приказал разбить Урду-и заррин-н бузург, т. е. «Большую, или Великую Золотую орду» (Рашид ад-Дин. Т. I. Кн. 2, с. 230). В другом случае говорится о том, что в местности Карчаган, в одном дне пути от Каракорума, столицы Монгольской империи, для великого хана Угедея (правил в 1229 – 1241 гг.) «разбили такой большой шатер, что в нем помещалась тысяча человек, и этот шатер никогда не убирали. Скрепы его были золотые, внутренность его была обтянута тканями; его называли Сира урду» – «Золотая орда», «Золотая ставка» (Рашид ад-Дин. Т. II, с. 41).
В этой связи интересен рассказ из отчета францисканца Иоанна де Плано Карпини, который присутствовал на интронизации хана Гуюка в 1246 г. Для возведения Гуюка на престол в степи был установлен большой шатер, «называемый у них Золотой Ордой. <…> Шатер же этот был поставлен на столбах, покрытых золотыми листами и прибитых к дереву золотыми гвоздями, и сверху и внутри стен он был крыт балдакином, а снаружи были другие ткани» (Малеин, с. 76). Перед этим описанием Иоанн де Плано Карпини отмечает, что ставка, двор монгольского хана «именуется ими Сыра орда».
Возникает вопрос: не имеем ли мы во всех трех рассказах описание одного и того же большого парадного царского шатра, называемого у древних монголов «Золотой ордой» и разбитого в первом случае в ставке Чингиз-хана, в другом – Угедей-хана, в третьем – в ставке Гуюк-хана?
Очевидно, что в последствиии монгольские улусные правители, став самостоятельными государями независимых владений, стремились, подобно великому хану в Каракоруме, иметь свою «Золотую орду», «Золотую ставку». Действительно, в источниках (Рашид ад-Дин, Вассаф, Ибн Баттута) мы находим упоминание и даже описание «Золотой орды» (по-персидски, урду-и заррин) чингизида Шаха, которая располагалась в долине Таласа (Юго-Западный Казахстан), Хулагуида Газан-хана (правил в Иране в 1295 – 1304 гг.), джучида Узбек-хана (правил в 1313 – 1341 гг.). Вот описание парадного шатра золотоордынского хана Мухаммада Узбека, которое дает арабский путешественник XIV в. Ибн Баттута. Когда Узбек-хан в пути и живет в кочевой ставке, пишет наш автор, «он садится в шатер, называемый Золотым шатром, разукрашенный и диковинный. Он состоит из деревянных прутьев, обтянутых золотыми листками. Посредине его деревянный престол, обложенный серебряными позолоченными листками; ножки его из чистого серебра, а верх усыпан драгоценными камнями» (Тизенгаузен, с. 290). Судьба диковинного «Золотого шатра» (Золотой орды) Узбек-хана – несчастна: по словам хорезмийского сказителя XVI в. Утемиша-хаджи, при Хызр-хане (правил в Золотой Орде в 1359 – 1361 гг.) он был разломан и поделен между приближенными хана (Чингис-наме, с. 112).
Термин «Золотая орда» – достаточно древний: у монголов так называлась царская кочевая ставка, а точнее, роскошный парадный шатер Чингис-хана, его первых преемников на каракорумском престоле, а затем и ставка (орда) улусных ханов-Чингизидов. Словосочетание «Золотая Орда» в значении части государства потомков Джучи, возникшего в 60-х годах XIII в. в результате распада Монгольской империи, фиксируется лишь в русских источниках и только начиная со второй половины XVI в., когда самого Золотоордынского государства уже не существовало.
Вполне вероятно, что словосочетание «Златая Орда» и «Великая Орда Златая» поздних русских источников связаны с более ранними восточными терминами Сыра орда («Золотая орда») и Урду-и заррин-и бузург («Большая, или Великая Золотая орда») или даже являются калькой этих восточных терминов. Напомним в этой связи, что в русских источниках XVI – XVII вв. выражение «Золотая Орда» встречается не только в значении части государства потомков Джучи, но также и ханской резиденции. Насколько известно, понятие «Золотая Орда» как название улуса Джучи прочно утвердилось на страницах исторических трудов лишь с XIX столетия.
Этнический состав населения Золотой Орды был пестрым: какую-то его часть составляли покоренные монголами оседлые народы; но основную массу населения государства составляли разные тюркские и тюркизированные кочевые племена и роды, еще не сложившиеся в народности. Удельный вес собственно монгольского населения в Золотой Орде с самого начала ее образования был сравнительно небольшим. Но в тюркском мире Кипчакской степи монголы были привилегированным господствующим слоем. Уже в первой половине XIV в. в улусе Джучи потомки завоевателей приняли тюркский язык кипчаков, который к XV столетию окончательно стал государственным языком в Золотой Орде.
В источниках при освещении событий XIII – XIV в. для обозначения кочевого населения Джучиева Улуса употребляются слова монголы, татары, тюрки, кипчаки. Со второй половины XIV в. кочевое население улуса Джучи известно под общим собирательным словом узбеки. Постепенно термин узбеки сменился термином узбек. К XV столетию слово узбек, как этническое и государственное название, постепенно исчезло из употребления в западных областях Великой Степи и осталось только за кочевыми тюркскими и тюркизированными племенами Восточного Дешт-и Кипчака. Для обозначения территории их обитания мусульманские авторы стали употреблять термин Узбекский улус или просто Узбекистан. Таким образом, тогдашний, средневековый Узбекистан включал в свой состав, в частности, территорию современного Центрального, Северного, Северо-Западного и Западного Казахстана.
Как отметил В. В. Бартольд, «Золотая Орда с самого начала была более сплоченным государством, чем владения других потомков Чингис-хана» (Бартольд, Т. 5, с. 139). Тем не менее и государство Джучидов в 30-60-х годах XV в. распалось, и на его развалинах образовалось несколько новых тюркских государств: Крымское ханство, Казанское ханство, Астраханское ханство, Сибирское ханство (на Иртыше, около современного Тобольска), Казахское ханство, а также ряд других политических единиц.
Крымское, Казанское и Астраханское ханства возглавили потомки Тукай-Тимура; и это было неслучайно. По Рашид ад-Дину, Тукай-Тимур был тринадцатым сыном Джучи; согласно анонимному автору генеалогического сочинения «Муизз ал-ансаб», его матерью была наложница по имени Кагри из племени меркит (Муизз ал-ансаб, л. 18а; об этом сочинении см.: Султанов, 1994, с. 81-87). В другом источнике утверждается, что в 1229 г. Бату-хан при отъезде в Каракорум, в Монголию, на коронацию Угедея «поручил свое царство младшему брату Тукай-Тимуру». Тукай-Тимур вместе с другими своими братьями принимал участие в походе монголов на запад в 1236 – 1242 гг. После завершения этой кампании Бату-хан выделил ему из каучинов (т. е. привилегированной части войска) минг, тархан, ушун, ойрат и передал их в подчинение брату. В качестве удела он пожаловал ему область асов (на Северном Кавказе) и Мангышлак. Согласно воле Бату и его первых преемников, Тукай-Тимур и его потомки осуществляли власть также над Хаджжи-Тарханом (Астрахань), вилайетами Кафа и Крым (Бахр ал-асрар. Т. 6, ч. 3, Л. 108аб; Т. 6, ч. 4, Л. 3а, 25б). Тукай-Тимур присутствовал на всемонгольских курултаях 1246 г. (возведение на престол Гуюка) и 1251 г. (возведение на престол Мунке). По рассказу Абу-л-Гази, Тукай-Тимур, следуя примеру своего старшего брата Берке-хана, сделался мусульманином. Истории потомков Тукай-Тимура, к числу которых (кроме крымских, астраханских и других ханов) принадлежали также и бухарские ханы Астраханской династии (Аштарханиды, или Джаниды, правили в 1599 – 1785 гг.), посвящена четвертая часть шестого тома «Бахр ал-асрар» балхского историка XVII в. Махмуда ибн Вали. Согласно утверждению этого авторитетного автора, потомки Тукай-Тимура получили прозвание «Ханских сыновей» (Хан-оглы). А дом Тукайтимуридов Махмуд ибн Вали называет Ханедан-и Тукайтимурийан.
Казахское ханство было основано двумя султанами – Гиреем и Джанибеком, потомками Орда-Эджена, сына Джучи.
Орда-Эджен (Орда, Хорду, Ичен), согласно Рашид ад-Дину – первый сын Джучи-хана от его старшей жены по имени Сартак из племени конграт. При жизни Джучи и после него он был весьма уважаем и почитаем. Орда-Эджен способствовал приходу к власти царевича Бату в улусе Джучи: «Орда, – говорится в источнике, – был согласен на воцарение Бату, и на престол на место отца именно он его возвел. Таким образом, хотя заместителем Джучи-хана стал его второй сын, Бату, великий хан Менгу в ярлыках, которые он писал на их имя по поводу решений и постановлений, имя Орды ставил впереди» (Рашид ад-Дин. Т. II, с. 66). После смерти отца в 1227 г. главная ставка Джучи, которая располагалась в верховьях Иртыша, в районе озера Ала-Куль, и называлась Кöк-Ордой, перешла к Орда-Эджену. Во введение Орды перешли также четыре личные тысячи воинов Джучи-хана, которые выделил Джучи его отец Чингис-хан; эти четыре личные тысячи воинов Джучи, по словам историка XIV в. Вассафа, при жизни Орды составляли уже более одного тумана «живого войска», т. е. более 10 000 воинов. Орда вместе с другими своими братьями принимал участие в семилетнем походе монгольского войска на Запад в 1236 – 1242 гг. В 1246 г. он участвовал в работе всемонгольского курултая, на котором Гуюк был возведен на ханский престол в Монголии. В известных справочниках Стэнли Лэн-Пуля «Мусульманские династии» (1899 г.), К. Э. Босворта под тем же названием (1967 г., на русский язык переведен П. А. Грязневичем в 1971 г.) датой смерти Орда-Эджена неверно указан 1280 г. Оттуда эта ошибка перешла во многие исторические труды. В действительности Орда-Эджен умер между 1246 – 1251 гг.: в 1246 г., когда брат Иоанн де Плано Карпини со своими спутниками проехал через территорию улуса Джучи, Орда-Эджен был еще жив, но уже в 1251 г. его уделом правил его четвертый сын Кункиран. Во второй половине XIII в., т. е. при первых преемниках Орда-Эджена, центр улуса Орды (а заодно и его название Кöк-Орда) был перенесен с района оз. Ала-Куль, где он находился вначале, на берега Сыр-Дарьи. После Кункирана, сына Орды, там правил Куйинчи (Коничи), сын Сартактая, сына Орды. После смерти Куйинчи вместо него утвердился его старший сын с поэтическим именем Баян, очень известный правитель.
Сибирским ханством правили Шибаниды. В этой связи замечу, что многие исследователи название династии неправильно пишут как «Шейбаниды» («Шайбаниды») и называют так только правителей Мавераннахра с центром вначале в Самарканде, затем в Бухаре. Между тем Шибаниды правили не только в Сибири, но также и в Хорезме. Учитывая роль Шибанидов в политической жизни Евразии, остановимся на истории этой династии более подробно.
Шибаниды – потомки монгольского царевича Шибана, пятого сына Джучи, старшего сына Чингис-хана. Сибан, монг. Šiban, лат. Siban, так назван младший брат Бату в донесениях францисканцев брата Иоанна де Плано Карпини и брата Бенедикта Поляка (Иоанн де Плано Карпини. V. 20; Ц. де Бридиа. § 23). Согласно П. Пелльо, имя Шибан мусульманская традиция превратила в «Шейбан» по аналогии с названием арабского племени и арабского имени, с которым оно на самом деле не имеет ничего общего.
Дата рождения Шибана не известна. В 1229 г. вместе со своими братьями (Бату, Берке, Беркечаром и Ураде) он присутствовал на курултае в Монголии, где Угедей был провозглашен великим ханом. В 1236 – 1242 гг. вместе с другими Чингизидами Шибан участвовал в семилетнем походе монголов в западные страны. Его десятитысячный отряд находился в авангарде войска монголов во время похода осенью 1236 г. против булгар и башгирдов; по Джувейни и Рашид ад-Дину, Шибан лично вступал в сражения и в короткое время монголы захватили Булгар и Башгирд. В 635 / 1237 – 1238 гг. Шибан, Бучек и Бури выступили в поход в страну Крым и захватили ее.
В 1246 г. вместе со своими братьями (Ордой, Берке Беркечаром, Тангутом и Тукай-Тимуром) Шибан присутствовал по заданию Бату, главы улуса Джучи, на курултае в Монголии, на котором Гуюк был провозглашен великим ханом. Последний раз имя Шибана упоминается в источниках под 1248 г. Дата смерти Шибана также неизвестна.
Согласно Абу-л-Гази, Бату, глава Джучиева Улуса, после возвращения из похода в Восточную Европу пожаловал своим братьям и другим родичам уделы; в частности, Шибан получил земли между владениями самого Бату и владениями Орды, с тем, чтобы он проводил лето на берегах Иргиза, Ори, Илека и вообще к востоку от Яика и Уральских гор, зиму – в Кара-куме, Ара-куме, на берегах Сыр-Дарьи, в устьях Чу и Сары-су. При этом под власть Шибана Бату отдал народ (иль) в количестве 15-ти тысяч семейств (ев), состоящий из представителей четырех племен: кушчи, найман, буйрак, карлук (Абу-л-Гази, с. 181; Зубдат ал-асар, лл. 88а, 119б).
У Шибана было много жен и наложниц, пишет Рашид ад-Дин, и приводит имена двенадцати сыновей Шибана и их первых потомков. Подробная генеалогия Шибана приводится в «Муизз ал-ансаб» (л. 22б – 23б), «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» (МИКХ, с. 34-43) и других сочинениях. В 60 – 70-х годах XIV в., когда в Золотой Орде началась полоса смут и в столице государства Сарае сменялось по несколько ханов в год, на сарайском престоле побывало немало царевичей из рода Шибана, сына Джучи. Этой теме посвящена специальная статья известного петербургского тюрколога А. П. Григорьева (Григорьев, с. 160-182).
Согласно Махмуду ибн Вали и Абу-л-Гази, власть в роде Шибанидов в течение нескольких поколений постоянно передавалась от отца к сыну, т. е. по прямой линии. Вот имена царевичей: Бахадур (второй сын Шибана), Джучи-Буга (старший сын Бахадура), Бадакул (старший сын Джучи-Буга), Минг-Тимур (старший сын Бадакуля), Пулад (третий сын Минг-Тимура). После смерти Пулада его наследство было разделено между его двумя сыновьями – Ибрахимом и Арабшахом, причем каждый из них имел свою орду (ставку).
Потомки Ибрахима и Арабшаха постепенно обособились, образуя особые ветви рода Шибана, и когда в начале XVI столетия в Мавераннахре и Хорезме возникли два самостоятельных ханства под главенством Шибанидов, то во главе так называемого Бухарского ханства стояли Шибаниды из потомков Ибрахима, а во главе Хивинского ханства – Шибаниды из потомков Арабшаха.
Другим последствием раскола в улусе Шибана было появление в 20-х годах XV в. на коренной территории Шибанидов одновременно нескольких независимых правителей. Одним из них был Джумадук-хан (правил в 1425 – 1428 гг.), правнук Тонга (или Тунка), младшего брата Пулада, несмотря на то, что его отец Суфи-оглан еще был жив. Владения Джумадука находились к северу от Аральского моря, между реками Эмбой и Сары-су. На левом берегу Атбасара, правого притока Ишима, самостоятельно правил Шибанид Мустафа-хан. Другого правителя улуса Шибана звали Махмуд-Ходжа; он был сыном Каанбая, четвертого сына Эльбека, сына Минг-Тимура (Ахмедов, с. 42-44).
У названного Джумадука-хана наряду с другими Шибанидами служил и Абу-л-Хайр-оглан, сын Даулет-Шейха, сына Ибрахима. Около 1427 – 1428 гг. часть населения соседнего с владениями Джумадука Мангытского улуса (Ногайская орда русских источников) восстала. Джумадук-хан выступил против повстанцев, но потерпел поражение, попал в плен и был казнен. В плен попал и юный Абу-л-Хайр-оглан. Но ему не только была сохранена жизнь, но и оказана поддержка при захвате власти во владениях Джумадука.
Так, при поддержке некоторых предводителей мангытов (ногаев) и большинства предводителей кочевых племен и родов улуса Шибана 17-летний Абу-л-Хайр был провозглашен ханом в начале весны 1429 г. (год Обезьяны = 1428 – 1429; 834 г. х. = 1429 – 1430). После победы над другими Джучидами тех краев, ему подчинилась большая часть Восточного Дешт-и Кипчака (Узбекского улуса) (Тарих-и Абу-л-Хайр-хани, л. 218а – 220б).
Население Восточного Дешт-и Кипчака, которым управлял Абу-л-Хайр (правил в 1429 – 1468 гг.), называлось узбеками, по-видимому, по имени известного государя Золотой Орды Узбек-хана (правил в 1313 – 1341 гг.), хотя ханы этой области, как было изложено выше, не вели свое происхождение от хана Узбека; Узбек-хан был потомком Бату, старшего брата Шибана, сына Джучи.
Историческое значение правления Шибанида Абу-л-Хайра определяется тем, что он был основателем могущества кочевых узбеков Восточного Дешт-и Кипчака. Во время его царствования среди населения Восточного Дешт-и Кипчака, носившего тогда название Узбекский улус, около 1459 г. произошел раскол, в результате которого часть обитателей степи откочевала в соседний Моголистан и получила название узбеки-казаки, или просто казаки. Во главе отделившейся части населения Узбекского улуса стояли два родственника – Гирей-султан и Джанибек-султан, потомки Орда-Эджена, старшего сына Джучи, сына Чингис-хана.
В качестве даты смерти Абу-л-Хайра приводится год Мыши, 1468 г., в одних источниках приравненный к 874 г. х. / 1469 – 1470 г. («Тарих-и Абу-л-Хайр-хани», «Бахр ал-асрар»), в других – к 873 г. х. / 1468 – 1469 г. («Тарих-и джахан-ара»).
Сразу же после смерти предводителя кочевых узбеков в Узбекском улусе началась борьба за верховную власть. В этой обстановке султаны Гирей и Джанибек и их казачья вольница вернулись из Моголистана в Узбекский улус и в 875 / 1470 –1471 гг. захватили верховную власть в стране и основали династию собственно казахских султанов (даулат-и салатин-и казак). Имя казак сначала передалось ханству, а затем стало и названием народности.
Преемник и сын Абу-л-Хайра, Шейх-Хайдар-хан, и люди его окружения были убиты, большая часть Шибанидов со своими приближенными подались во владения астраханского хана Касима, но их противники осадили Астрахань и Шибаниды бежали из города в степи и рассеялись по краям и углам обширного улуса.
Так в 1470 – 1471 г. Шибаниды потеряли верховную власть в Узбекском улусе (Восточном Дешт-и Кипчаке), но не отказались от политической борьбы. Во главе такой группы Шибанидов стали молодой, энергичный и воинственный царевич Мухаммад Шейбани (род. в 1451 г.) и его младший брат Махмуд-султан (род. в 1454 г.). Юные султаны, которые после гибели Шейх-Хайдара (ок. 1470 г.), сына и преемника Абу-л-Хайр-хана, были увезены в Астрахань, вернулись в Присырдарьинские степи и, образовав там небольшой отряд, начали борьбу с казахскими владетелями за восстановление власти семьи Абу-л-Хайра в Восточном Дешт-и Кипчаке.
Однако Мухаммаду Шейбани не удалось повторить опыт деда – сделаться главой Узбекского улуса. Тогда два брата обратились с воззванием ко всем своим приверженцам собраться вместе и выступить на войну с Тимуридами. На призыв откликнулось несколько их близких родственников и ряд предводителей кочевых племен Восточного Дешт-и Кипчака. В 1500 г. Мухаммад Шейбани во главе небольшого отряда двинулся на юг, захватил Самарканд, Бухару и еще несколько крепостей. Самарканд он скоро потерял, но в следующем, 1501 году он вновь овладел городом и объявил его своей столицей, а в Бухаре посадил наместником своего младшего брата и испытанного соратника Махмуд-султана. Начало нового, шестнадцатого, столетия совпало с началом воцарения в Мавераннахре новой династии, династии Шибанидов – потомков Шибана, сына Джучи, сына Чингис-хана.
Отметим следующее обстоятельство. Собственное имя завоевателя государства Тимуридов – Мухаммад; у него было еще несколько почетных прозваний, к примеру, Шахбахт, Абу-л-Фатх, Шайбек-хан и др. В литературных кругах своего времени он был известным поэтом, и так как происходил из потомков Шибана, сына Джучи, то принял тахаллус (литературный псевдоним) Шейбани. Таким образом происхождение этого имени объясняется просто: Шибан (Сибан) → Шейбан (Шайбан) → Шейбани (Шайбани). У Шибанида Мухаммада Шейбани-хана было три сына; но прямые наследники его никогда и нигде не правили.
Завоевание государства Тимуридов Мухаммадом Шейбани-ханом привело к окончательному уходу потомков Абу-л-Хайр-хана с частью племен и родов Узбекского улуса с территории Восточного Дешт-и Кипчака и к перенесению термина узбек в покоренные им области Мавераннахра. С этого времени оба термина – казак и узбек – приобрели такое значение, что служили не только для обозначения приверженцев старой знати Шибанидов или Гирея, Джанибека и их потомков, но и для разделения сородичей по месту их обитания, ограниченного теперь рамками определенных политических и государственных границ. Мавераннахр оставался под властью потомков Шибанида Абу-л-Хайр-хана до конца XVI столетия.
Во владениях Шибанидов Мавераннахра в основу государственной жизни были положены степные традиции, согласно которым государство считалось собственностью всей царствующей фамилии, члены которой назывались султанами и одного из своей среды, как главу рода, провозглашали ханом. Государство было разделено на уделы, которые находились в управлении и владении султанов и отдельных знатных эмиров (беков). Самарканд считался столичным городом. Но провозглашенный государем всех узбеков Мавераннахра султан не всегда переезжал в Самарканд, а продолжал жить в своем уделе, например, в Ташкенте (Барак-хан) и в особенности в Бухаре (Убайдулла-хан, Абдулла-хан II).
Государство Шибанидов, основанное Мухаммадом Шейбани-ханом в Мавераннахре, в мемуарах придворного литератора первых Шибанидов Зайн ад-Дина Васифи «Удивительные события» называется Узбекским государством. Замечательно, что и Сефевид шах Тахмасп I (правил в Иране в 1524 – 1576 гг.) в беседе с турецким сановником в 1556 г. называл государство Шибанидов в Мавераннахре «Узбекистаном» («Страной узбеков»). Кочевые узбекские племена и роды Восточного Дешт-и Кипчака, переселившиеся вместе с Шибанидами, занимали господствующее положение в Мавераннахре как при Шибанидах, так и при их политических преемниках – Аштарханидах (Джанидах). Очевидно поэтому потомок Бабура Великий Могол Аурангзеб (правил в Индии в 1658 – 1707 гг.) называл Мавераннахр, по свидетельству Ф. Бернье, «Узбекистаном».
Однако в научной литературе за государством Шибанидов в Мавераннахре и их политических преемников – Аштарханидов утвердилось название «Бухарское ханство». Это обстоятельство не требует особых пояснений. Хотя столицей Шибанидов считался Самарканд, но деятельность самых могущественных и авторитетных ханов из этой династии (Убайдулла-хана, правившего в 1533 – 1539 гг. и Абдулла-хана, в мае 1557 г. захватившего Бухару, которая с тех пор и стала его столицей) были связаны с Бухарой, и постепенно уже во второй половине XVI в. значение столицы в Мавераннахре перешло к Бухаре. Деятельность ханов XVII в., происходивших из династии Аштарханидов, потомков Тукай-Тимура, также была тесно связана с Бухарой.
Отметим также, что с именем новой столицы узбекского ханства в Мавераннахре – Бухарой, связаны также происхождение терминов «Великая» и «Малая Бухария». Бухара стала хороша известна в России и Западной Европе именно с XVI в. – со времени Шибанидов. В XVII и XVIII вв. русские и по их примеру западные европейцы называли «бухарцами» всех купцов и переселенцев из Мавераннахра, а их страну – Бухарией. Этот же термин был произвольно распространен и на Кашгарию (Восточный Туркестан), которую, в противоположность территории узбекского ханства – «Великой Бухарии», стали называть «Малой Бухарией».
Термин «Великая» и «Малая Бухария» употреблялись в русской научной литературе еще в первой трети XIX в. Но в конце концов под влиянием трудов английских исследователей «Великая» и «Малая Бухария» были заменены к середине XIX столетия терминами «Западный» и «Восточный Туркестан». При этом под «Восточным Туркестаном» в западноевропейской и русской литературе имелся в виду «Китайский Туркестан» (Синьцзян), а под «Западным Туркестаном» – по преимуществу владения туркмен и территории трех узбекских государств – Хивинского ханства, Кокандского ханства и Бухарского эмирата.
Хорезм, или Хива – область в нижнем течении Аму-Дарьи. Хивинское ханство было создано в 1511 г. совместной деятельностью двух братьев, Илбарса и Билбарса, сыновей Буреке-султана, потомка Шибана, сына Джучи, сына Чингис-хана. Эта ветвь династии Шибанидов была враждебна Шибанидам Мавераннахра. Сыновья Буреке-султана и их ближайшие родственники, по причине родовой вражды с потомками Абу-л-Хайра, не принимали никакого участия в походах Мухаммада Шейбани-хана и его ближайших родственников на Мавераннахр и Хорасан, по-прежнему оставаясь в своих улусах на территории Восточного Дешт-и Кипчака.
В 1510 г., после поражения и гибели Шейбани-хана под Мервом, Хорезм, который он завоевал еще в августе 1505 г., перешел под власть персидского шаха Исмаила, победителя Шейбани-хана. Местные суфийские шейхи, не желавшие примириться с господством в стране шиитов, обратились за помощью к остававшимся еще в Восточном Дешт-и Кипчаке Шибанидам, и в 1511 г. султан Илбарс прибыл в Хорезм в сопровождении своего брата Билбарса и небольшого числа кочевых узбеков. Братьям удалось подчинить сначала город Везир, потом Ургенч, и, наконец, южную часть Хорезма и образовать здесь, в области нижнего течения Аму-Дарьи, самостоятельное ханство.
Сначала столицей нового ханства был Ургенч и государство Шибанидов в Хорезме, по установившейся издавна традиции, согласно которой страна обычно называется по столице, называлось «Ургенчским ханством»; в русской терминологии – «Юргенское ханство»: словосочетание «юргенский хан» употреблялось в русских грамотах еще в начале XVIII в. С начала XVII в. средоточием политической и духовной жизни становятся южные города страны, а резиденцией хана и столицей государства – город Хива (Хивак). Так Ургенчское ханство превратилось в «Хивинское ханство».
Таким образом, на начало XVI в. приходится окончательное укрепление в Мавераннахре и Хорезме кочевых узбеков Восточного Дешт-и Кипчака. Возглавляемые враждующими между собой ветвями династии Шибанидов, они образовали здесь два крупных самостоятельных государства: Бухарское ханство в Мавераннахре и Ургенчское (Хивинское) ханство в Хорезме.
Образование Сибирского ханства связано с именем Шибанида Ибак-хана. После смерти объединителя Узбекского улуса Шибанида Абу-л-Хайр-хана в 1468 г. большая часть территории Западной Сибири перешла к Ибак-хану, политическому сопернику Абу-л-Хайра в борьбе за власть. Имя Ибак-хана часто встречается в среднеазиатских нарративных источниках, освещающих события 60 – 90-х годов XV в. Основным ядром Сибирского ханства Шибанидов вначале были земли по среднему течению Иртыша и рекам Тары, Тобол, Ишим и Тура. Границы ханства то расширялись, то сужались в зависимости от политических обстоятельств. Столицей ханства был город Искер, расположенный недалеко от места впадения Тобола в Иртыш.
Последним правителем Сибирского ханства был Шибанид Кучум-хан, который пришел к власти между 1563 – 1569 гг. Насколько сейчас известно, в восточных источниках некоторые сведения о Кучум-хане содержатся только у Шибанида, хана Хивы и историка Абу-л-Гази (1603 – 1664) и у османского автора второй половины XVI в. Сейфи Челеби (Сейфи Челеби, лл. 18б, 23б-24б). В сочинении Сейфи Челеби государство и столица Кучума названы «Тура». В 1581 г. Искер был завоеван русскими казаками во главе с атаманом Ермаком. Своей победе Ермак был обязан исключительно применению огнестрельного оружия, еще не известного тогда в Сибири.
Несколько слов скажем о Ермаке. Ермак (ермек) – тюркское слово и означает «забава», «утешение». Относительно личности атамана Ермака нет никакой ясности. Существует множество версий о его происхождении – летописных, фольклорных и художественных. Согласно одной из фольклорных версий (в передаче известного казахстанского востоковеда Ю. А. Зуева), Ермак происходил из Ногайской орды и был вхож в дворцовое окружение ногайцев (мангытов) и умудрился вступить в связь с ногайской княжной. Спасаясь от гнева ее брата, он вынужден был бежать на Волгу, оттуда на Каму и благодаря своим личностным качествам скоро сделался атаманом «казачьей дружины» (Страна в сердце Евразии, с. 142-143). Эта дружина, снаряженная огнестрельным оружием и продовольствием торгово-промышленным домом русских купцов Строгановых, двинулась вверх по реке Чусовой и через Урал в Сибирь, положив начало ее завоеванию.
В 1593 – 1594 гг. Кучум-хан потерпел очередное поражение от русских казаков и бежал к мангытам (ногайцам). В августе 1598 г. Кучум-хан вновь сразился с русскими казаками, но вновь потерпел поражение и вновь бежал к мангытам. Сообщается, что на этот раз мангыты убили его в отместку за набеги его отца Муртаза в их йурт.
Таким образом, в конце XVI столетия почти одновременно закончили свою историю две ветви рода Шибана – в Мавераннахре и Западной Сибири. Самой продолжительной оказалась история хорезмской ветви Шибанидов: потомки Шибанида Арабшаха правили в низовьях Аму-Дарьи с 1511 по 1695 год включительно.
Обстоятельства смерти последнего хана Хивы из рода Шибана таковы. В 1687 г. умер сын и преемник хивинского хана-историка Абу-л-Гази, Ануша; через два года после смерти Ануша-хана, т. е. в 1689 г. вступил на престол его сын Эрнек. По словам хорезмийского историка Муниса, молодой Эрнек-хан был дерзким мужчиной красивой наружности и любителей увеселений. «Всякую ночь после вечерней молитвы, – пишет историк – он верхом на ветроногом скакуне с двумя махрамами (близкими друзьями) скакал из Ак-Сарая в Хивак, развлекался и наслаждался там с розоликими девами и еще до рассвета возвращался в Ак-Сарай». Однажды, возвращаясь из такого похождения, хан был сброшен лошадью и разбился насмерть. Его мать, Тохта-ханым, которая происходила из туркмен, живших на южной окраине Хорезма, около Даргана, узнав о смерти сына, поспешила его похоронить, прежде, чем известие о его смерти успело распространиться, и отправилась в Дарган, в дом своего отца. У ее старшего брата был сын, который был сверстником Эрнек-хана и походил на него наружностью. Выдав своего племянника за Эрнек-хана, Тохта-ханым распространила слух, что хан ездил навестить своих туркменских родственников и теперь возвращается домой. Посредством такой хитрости молодому туркмену удалось привести в Хиву тысячу своих соплеменников и овладеть городом, после чего он стал подвергать преследованию узбеков Хивы. Некоторые узбеки ушли на Арал, собрали там войско из конгратов, мангытов, канглы, кипчаков и ходжа-эли и пошли походом на Хиву. Самозванец был схвачен и убит (Султанов, 1999, с. 84-89). Тохта-ханым также была казнена: ее привязали к коням, которые волочили ее. Из дарганских туркмен спаслась лишь сотая часть. Это событие произошло в 1106 / 1694 –1695 г. (Фирдаус ал-икбал, лл. 69б-71б).
Абу-л-Гази – Histoire des Mongols et Tatares par Aboul-Ghazi Behadour Khan. Publiée, traduite et annotée par de Baron Desmaisons. St.-Petersbourg, 1871. Tome 1. Texte.
Ахмедов – Ахмедов Б. А. Государство кочевых узбеков. М., 1965.
Бартольд – Бартольд В. В. Сочинения. М., 1963 –1977. Т. 1-9.
Бахр ал-асрар – Махмуд ибн Вали. Бахр ал-асрар. Т. 6. Ч. 2 (фотокопия рукописи), шифр СПбФ ИВ РАН ФВ 82; Т. 6, Ч. 4 (ксерокопия рукописи), шифр – ФВ 337.
Богатова – Богатова Г. А. Золотая Орда // Русская речь. 1970. № 1.
Григорьев – Григорьев А. П. Шибаниды на золотоордынском престоле // Востоковедение 11. Филологические исследования. Ученые записки ЛГУ № 417. Серия востоковедческих наук. Вып. 27. Л., 1985.
Джувейни, изд. Казвини – The Tarikh-i Jahan-gusha of Alaud-Din Ata Malik-i Juwayni / Ed. by Muhammad ibn Abdul-Wahhab-i Qazwini. Leyden; London, 1912. Pt. 1.
Егоров – Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII – XIV вв. М., 1985.
Зубдат ал-асар – Абдаллах ибн Мухаммад. Зубдат ал-асар. Рукопись СПбФ ИВ РАН, D 104.
Иоанн де Плано Карпини – Giovanni di Pian di Carpine. Storia dei Mongoli / Ed. critica del testo latino a cura di E. Menestò; trad. italiana a cura di M. C. Lungarotti e note di P. Daffinà; introduzione di L. Petech; studi storico-filologici di C. Leonardi, M. C. Lungarotti, E. Menestò. Spoleto, 1989.
Малеин – Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука / Пер. с лат. А. И. Малеина, редакция, вступит. ст. и примеч. Н. П. Шастиной. М., 1957.
Мэн‑да бэй‑лу – Мэн‑да бэй‑лу («Полное описание монголо‑татар») / Факсимиле ксилографа ; Пер. с кит., введ., комментарий и приложения Н. Ц. Мункуева. М., 1975. (Памятники письменности Востока ; XXVI).
МИКХ – Материалы по истории казахских ханств XV – XVIII веков. (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата, 1969.
Митрошкина – Митрошкина А. Г. Термин «Золотая Орда» // Труды Иркутского гос. ун-та. Иркутск, 1968. Т. 65. Вып. 4. Серия языкознание.
Муизз ал-ансаб – Муизз ал-ансаб. Рукопись. Париж, Национальная библиотека. Ancien fonds Persan. 67.
Рашид ад-Дин. Т. I – Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. I. Кн. 1 / Пер. с перс. Л. А. Хетагурова. Ред. и примеч. А. А. Семенова; Т. I. Кн. 2 / Пер. с перс. О. И. Смирновой. Примеч. Б. И. Панкратова и О. И. Смирновой. Ред. А. А. Семенова. М.; Л., 1952.
Рашид ад-Дин. Т. II – Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Пер. с персид. Ю. П. Верховского, прим. Ю. П. Верховского и Б. И. Панкратова, ред. И. П. Петрушевского. М.; Л., 1960. Т. II.
Сейфи Челеби – Сейфи Челеби. Китаб-и падшахан-и вилайет-и Хинд ва Хитай ва Хотан ва Кашмир. Рукопись Лейденского университета № 917.
Страна в сердце Евразии – Абылхожин Ж. Б., Бурханов К. Н., Кадырбаев А. Ш., Султанов Т. И. Страна в сердце Евразии. Сюжеты по истории Казахстана. Алматы, 1998.
Султанов, 1994 – Султанов Т. И. «Муизз ал-ансаб» и Чингизиды — подпоручики «Киже» // Восток. 1994. № 6.
Султанов, 1999 – Султанов Т. И. Самозванцы на троне // Энергия Казахстана. 1999. № 3.
Тарих-и Абу-л-Хайр-хани – Масуди ибн Усман Кухистани. Тарих-и Абу-л-Хайр-хани. Рукопись СПбФ ИВ РАН, С 478.
Тизенгаузен – Сборник материалов относящихся к истории Золотой Орды. Т. I. Извлечения из сочинений арабских собранные В. Г. Тизенгаузеном. СПб., 1884.
Фирдаус ал-икбал – Мунис и Агахи. Фирдаус ал-икбал. Рукопись СПбФ ИВ РАН, С 571.
Ц. де Бридиа – Hystoria Tartarorum C. de Bridia monachi / Ed. et annot. A. Önnerfors. Berlin, 1967.
Чингис-наме – Утемиш-хаджи. Чингис-наме / Факсимиле, пер., транскрипция, текстол. примеч., исследование В. П. Юдина. Коммент. и указ. М. Х. Абусеитовой. Алма-Ата, 1992.