n17

Архив новостей:
2016; 2017; 2018; 2019

Новости за 2020 год

2 августа. Орда могла не нравиться, но с ней считались, а нередко искали защиты от произвола. В «Повести о Петре, царевиче ордынском» хан воспринимается как высшая земная справедливость. Когда чинили обиды, ехали «в Орду — искать правды», а великий хан снаряжал посольство и решал вопросы по справедливости.

В глазах современников эпохи Куликовской битвы законным ханом был Тохтамыш, которому Мамай должен был подчиниться. В «Повести о нашествии Тохтамыша» он именуется как царь, то есть законный, легитимный повелитель. А.В. Быков и О.В. Кузьмина пишут: «Русские князья вовсе не ставили перед собой цели выйти из состава Золотой Орды. Битва шла конкретно с Мамаем. Но не только ради денег, ведь Дмитрий Иванович готов был заплатить Мамаю дань «по старине». Неправильно было бы сводить смысл Куликовской битвы к спору о количестве дани. Если бы дело обстояло именно так, то это была бы битва между Мамаем и московским князем. На деле же с Дмитрием Ивановичем на бой вышли многие русские князья и городское ополчение их городов. Борьба с Мамаем была для них борьбой с незаконным царем, пытающимся установить на Руси незаконные и невыгодные им порядки». Со временем русские хроники нередко переписывались и переделывались в соответствии с идеологическими установками.

Предвзятость официальной трактовки характера Куликовской битвы привела некоторых ученых и публицистов к самым неожиданным выводам, вплоть до полного отрицания самого факта. Надо сказать, что и много раньше оценки этого события различались. Ключевский опустил это событие из своих многотомных лекций за его незначительностью, но есть историки, которые раздули Куликовскую битву до вселенских масштабов.

Современные официальные учебники излагают Куликовскую битву с редкой противоречивостью: «Татары панически бежали с Куликова поля. За личную храбрость в битве и полководческие заслуги Дмитрий получил прозвище Донской. После поражения Мамай бежал в Кафу (Феодосию), где был убит. Власть над Ордой захватил хан Тохтамыш… На Куликовом поле Золотая Орда потерпела первое крупное поражение». Если татары потерпели поражение, а русские победили, то почему чингизид Тохтамыш захватил власть? Концы с концами никак не сходятся.

Более объективен Георгий Вернадский, чей учебник весьма популярен в западных университетах: «Удар, нанесенный русскими монгольскому правлению, был для их врагов тяжелым, но не смертельным. Мамай немедленно начал приготовления для нового похода против Москвы. Но прежде он должен был сразиться с быстро наступающими силами Тохтамыша. Войска Мамая были разбиты, сам он бежал в Крым, где был убит генуэзцами». Сыновья Мамая бежали в дружественную Литву, и один из них тоже по имени Мамай получил от Витовта княжеский титул и урочище Глина. Отсюда берет род князей Глинских, весьма влиятельных в русской политике, в частности Елена Глинская и Иван Грозный. «Теперь Тохтамыш стал бесспорным владельцем всего улуса Джучи». В такой трактовке исчезает татаро-русское противостояние как главная фабула Куликовской битвы и появляется более широкая панорама политических событий, в рамках которой легче объяснить взятие Тохтамышем Москвы, красочно описываемое в российских учебниках как пример жестокости татар.

Существуют разные версии похода Тохтамыша на Москву. Одна из них связывается с неуплатой в течение двух лет дани. Тохтамыш в ответ пришел и сжег посад. Сам факт «экзекуции» Москвы говорит только об одном — Тохтамыш заставил князя платить налог, не более того. А в этом деле ему помогли нижегородский и рязанские князья, которые вместе с Тохтамышем ходили в поход на Москву. Сами москвичи не оборонялись, полагая, что «пришел царь своего холопа показнити Дмитреа», тем более что Дмитрий Донской на это время сбежал из города, а когда уплатил дань — «прия царь въ 8000 сребра», поехал за ярлыком на княжение в Сарай и, естественно, получил его как союзник Тохтамыша.

Иная версия утверждает о существовании заговора против Дмитрия Донского и спасения его Тохтамышем. Быков и Кузьмина считают, что современники Куликовскую битву воспринимали как величайшую трагедию, а попытки Дмитрия Донского и митрополита Алексия централизовать русские земли вокруг московского государства — как преступные, разрушающие сложившуюся систему отношений между княжествами. Особенно недовольна была церковь, все еще жившая идеями славянского объединения вокруг Киева. Митрополит Киприан проклял победителя Куликовской битвы. Не успокоились и генуэзцы, потерявшие московский рынок и жаждавшие вернуть свое влияние.

Заговор, по мнению А.В. Быкова и О.В. Кузьминой, возглавил князь нижегородский, которого поддержали в Москве войска и простой народ. Он был на руку и князю рязанскому, и литовскому великому князю. Когда Дмитрий Донской вывел войска из Москвы в поход, произошел мятеж, и он был вынужден бежать в Кострому, причем так быстро, что оставил жену и новорожденного сына в Москве.

«И сотвориша вече, позвонили во все колокола. И встали вечем народи мятежници, недобрии человецы, людие крамолници: хотящих выйти из града не только не пускали вон из града, но и грабили, ни самого митрополита не постыдившись, но бояр лучших не устрамившись, не устрамившись седин старцев многолетних», — так описаны события в «Повести о нашествии Тохтамыша».

Для поддержки мятежников прибыл «некий князь литовский, именем Остей, внук Ольгердов. И он окрепив народы, и мятеж градный укротив, и затворился с ними в граде в осаде с множеством народа, с теми, сколько осталось горожан, и сколько бежан сбежалось с волостей, и сколько с иных градов и стран».

Поход Тохтамыша преследовал цель сохранить Москву за Дмитрием Донским. Вначале хан стоял под стенами, пытаясь уговорить мятежников добровольно сдаться, но получив явный отказ, вынужден был начать военные действия, что закончилось пожаром в посаде и избиением горожан. По этой версии «новый царь Золотой Орды, царство которого заработано в том числе и легшими костьми у Непрядвы полками Дмитрия, таким образом просто поддержал пошатнувшуюся власть своего верного и очень ценного вассала. И одновременно сохранил власть Орды над Москвой. А ведь власть эта могла бы уйти из Тохтамышевых рук, если бы пролитовский переворот в Московском княжестве удался!», — заключают Быков и Кузьмина. Тохтамышу в Москве нужен был «простоватый и неуклюжий, упрямый и решительный Дмитрий Иванович, обязанный ему, Тохтамышу, всем — даже Москвой и собственной жизнью». В этой версии тоже есть своя правда. Но и в той, и в другой версии остается основной сюжет: Дмитрий Донской и Тохтамыш союзники.

Оценка Куликовской битвы как победы русского оружия над татарами не соответствует историческим хроникам. Ни Дмитрий Донской, ни другие великие князья не преследовали цели отделения Руси от Золотой Орды, они активно участвовали в политической борьбе, причем московские князья, в отличие от тверского или рязанского князей, неизменно выступали на стороне законной власти.

В трактовке Куликовской битвы можно согласиться, и то с определенными оговорками, с мнением Льва Гумилева, который смотрел на нее с точки зрения формирования общерусского сознания. «Этническое значение происшедшего в 1380 году на Куликовом поле оказалось колоссальным, — писал он. — Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах. И потому в этнической истории нашей страны Куликовская битва считается тем событием, после которого новая этническая общность — Московская Русь — стала реальностью, фактом всемирно-исторического значения».

Метаморфоза удельно-княжеского духа в державный была, несомненно, решающей для появления самой идеи великой России, возможно, она начала зарождаться в эпоху Куликовской битвы, но для современников не была столь очевидной, как это трактует Гумилев. Нижегородцы, рязанцы, тверичи вовсе не были горячими сторонниками московской гегемонии. Даже после распада Золотой Орды, наряду с Московским, возникли самостоятельные Тверское, Рязанское и другие княжества. Но сама идея объединения русских княжеств под эгидой Москвы или же Киева уже бродила в умах, а созрела только после Смуты.

Явные несуразицы с битвой на Куликовом поле подтолкнули некоторых историков на мысль объявить победой так называемое «Стояние на Угре». Однако и этот вариант не соответствует действительности. Достаточно вспомнить, что после этой «победы» русские продолжали платить дань Сараю, что говорит о полной зависимости. Тем не менее, памятник поставили, торжества проводят. Но чему поставили памятник? Битвы не было и победы не было. Татары не вступили в бой, поскольку получили известие о появлении на границе Золотой Орды Тамерлана, а воевать на два фронта было опасно.

Рафаэль Хакимов

vin

27 июля. Русская историография связывает появление России с борьбой русских с ненавистными татарами. Однако в Орде не было противостояния русских и татар, не было восстаний русских, якобы инициированных жестокостью татар. Восстания были направлены против собственных князей, добавлявших к татарской дани собственные подати. Следует заметить, что данью называли налог, который платили все жители Орды, включая татар.

Единение предков русских вокруг Москвы еще один миф. В действительности далеко не всем было по душе возвышение Москвы. Суздальские князья стояли за удельные порядки. Их устраивала татарская дань, которую богатые поволжские города, включая Нижний Новгород, выплачивали без труда. Их усилия были направлены на развитие торговли, а не на объединение страны. Они дружили с татарами, но, в отличие от москвичей, не смешивались, а сосуществовали. В то время торжествовало удельно-княжеское сознание. Общерусского сознания не было.

Одним из расхожих предметов гордости современной России является победа русских над татарами в Куликовской битве. Однако этот миф легко развеивается русскими источниками. На Куликовом поле шла борьба за власть в рамках самой Орды, русские отстаивали права законного хана против узурпатора Мамая. Вот и вся правда.

Перед Куликовской битвой складывались довольно сложные отношения как в Золотой Орде, так и в русских княжествах. Тохтамыш придерживался традиционной политики союза с Русью, а Мамай опирался на союз с генуэзскими колониями в Крыму. Мамай пытался уговорить москвичей разрешить торговать генуэзцам на Руси и собирать дань. Генуэзцы уже однажды откупали у Мамая право на сбор дани на Руси, что вызвало негодование не только среди князей, терявших часть доходов, но и у простого народа. Получив отказ, Мамай в союзе с литовцами решил разделить Русь на две части.

Среди русских князей были сторонники союза с Литвой и Мамаем. Михаил Александрович, тверской князь, свергнутый промосковскими силами, бежал в 1367 году в Литву за помощью, получил ее и вернул свои земли. Современники писали: «Прежде того столь велико зло Москве от Литвы не бывало в Руси, даже и от татар не бывало». Дмитрий в ответ 1 сентября 1370 года лично прибыл с войском в Тверское княжество, «волости Тферскыя вси повоевати и села пожьгли, а люди въ полон повели, а иныхъ побиша».

В ответ Михаил Александрович отправился к Мамаю, ибо «въсхотеся ему самому княжениа великаго и мнаго дары раздавъ и многыи посулы рассуливъ княземъ Ординскымъ и рядцямъ, испросяи себе поселъ и вышелъ былъ на княжение на великое». Михаил настаивал в Орде на ярлыке на великое княжение, но и Дмитрий не терял времени и в свою очередь поехал в Орду за ярлыком и получил его.

Москва одновременно пыталась найти общий язык и с Литвой. Владимир Серпуховской женился на литовской княжне, и этот брак оказался весьма удачным. Ордынская власть, ослабленная внутренними дрязгами, позволила Москве и Твери проводить собственную не только внутреннюю, но и внешнюю политику.

Борьба за престол в Орде не прекращалась. Осенью 1374 года Урус овладел столицей и провозгласил себя всеордынским ханом. Мамай в это время решал для себя главную задачу — захват столицы Орды, что и сделал в 1375 году. Михаил Тверской, несмотря на соглашение с Москвой, продолжал общаться с Литвой, в частности женил своего сына Ивана на дочери Кейстута Марии. Князь Олег Рязанский также был женат на сестре литовского князя Ягайло и, естественно, выступал на стороне Мамая.

Мамай уже в следующем году потерял столицу и ушел в свою ставку на Днепре. Перед Дмитрием вновь встал вопрос выбора, и он принял сторону нового хана Золотой Орды Каганбека, который требовал активной помощи в борьбе с Мамаем.

В левом крыле Золотой Орды в это время выдвинулся хан Тохтамыш. Перед ним встала задача борьбы с Мамаем, без победы над которым Золотую Орду объединить было невозможно. Русским князьям в этой ситуации главным было не прогадать и вовремя встать на сторону сильнейшего, а Мамаю было необходимо обеспечить тылы, иначе говоря, подчинить русские княжества. Такова была ситуация накануне Куликовской битвы. Два крыла Золотой Орды, Литва и русские княжества различной ориентации составляли сложную политическую мозаику.

20-тысячная конница Дмитрия Донского состояла из крещенных татар, литовцев и русских, обученных бою в татарском конном строю. Остальные 130 тыс. состояли из княжеских конных и пеших дружин, а также ополчения. Тверь отказалась участвовать в битве. На помощь Дмитрию шел с сибирскими татарами хан Тохтамыш. Нет прямых свидетельств о предварительной договоренности Дмитрия и Тохтамыша о совместных действиях, но объективно они были заодно, о чем свидетельствует взаимный обмен посольствами сразу же после победы над Мамаем.

У Мамая было около 200 тыс. воинов. В «Пространной летописной повести о Куликовской битве» утверждается: «Той же осенью пришел ордынский князь Мамай с единомышленниками своими, и со всеми другими князьями ордынскими, и со всей силой татарской и половецкой, и кроме того еще рати нанял: басурман и армян, и фрягов, и черкесов, и ясов, и буртасов. А с Мамаем вместе, в союзе с ним, и литовский князь Ягайло со всею силой литовской и ляшской, и с ними же заодно и Олег Иванович, князь рязанский, — с этими своими сообщниками пошел на великого князя Дмитрия Ивановича и на брата его, Владимира Андреевича». У Ягайло в войсках большинство составляли славяне из-под Минска, Полоцка и Гродно.

О князе рязанском в «Сказании о мамаевом побоище» сказано: «Скудость ума была в голове его, послал сына своего к безбожному Мамаю с великою честью и с многими дарами и писал грамоты свои к нему так: «Восточному великому и свободному, царям царю Мамаю — радоваться! Твой ставленник, тебе присягавший Олег, князь рязанский, много тебя молит. Слышал я, господин, что хочешь идти на Русскую землю, на своего слугу князя Димитрия Ивановича Московского, устрашить его хочешь. Теперь же, господин и пресветлый царь, настало твое время: золотом и серебром, и богатством многим переполнилась земля Московская, и всякими драгоценностями твоему владению на потребу… И еще просим тебя, о царь, оба раба твои, Олег Рязанский и Ольгерд Литовский: обиду приняли мы великую от этого великого князя Димитрия Ивановича, и как бы мы в своей обиде твоим именем царским ни грозили ему, а он о том не тревожился. И еще, господин наш царь, город мой Коломну он себе захватил — и о всем том, о царь, жалобу воссылаем тебе».

Олег Рязанский послал другого своего вестника к Ольгерду Литовскому с великой радостью о том, что «настало наше время, ибо великий царь Мамай грядет на него и на землю его. И сейчас, княже, присоединимся мы оба к царю Мамаю, ибо знаю я, что царь даст тебе город Москву, да и другие города, что поближе к твоему княжеству, а мне отдаст Коломну, да Владимир, да Муром, которые к моему княжеству поближе стоят». Перед Куликовской битвой картина была весьма пестрой.

Сегодня Куликовскую битву официально празднуют как победу русского оружия над татарами, и она находится в реестре военных побед российского государства. Более чем странная дата. Дмитрий Донской возглавлял войска, состоявшие из татар, литовцев и русских против войск Мамая, состоявших опять-таки из русских, литовцев и татар, да еще армян, генуэзцев, черкесов. При чем здесь русско-татарские отношения и доблесть русского оружия?

Валерий Захаров пишет: «Спросят: а с кем же воевала Русь на Куликовом поле? Ну, разумеется, не с Ордой, если лучшие ордынские конные лучники — наиболее профессиональные воины того времени — сражались на стороне Дмитрия Донского и практически обеспечили русским победу против Мамая. Смешно? Да, смешно, если осознать, до какой степени можно было нас дурачить постоянными извращениями великорусской истории. Подлинная же история не укладывается в прокрустово ложе, приготовленное ей европоцентризмом…».

Место Куликовской битвы до сих пор не найдено, а то, что сегодня называют Куликовым полем, не имеет отношения к знаменитой битве — там археологами не найдено следов побоища. Там никто никогда не воевал. Но музей соорудили якобы в качестве символа. Но символа чего? Видимо, историографического недоразумения.

В чем тогда смысл битвы? Русские воевали с Мамаем, поскольку он «исполнил сердце свое злого беззакония», то есть он не только в глазах населения не имел права на власть, не будучи чингизидом, но и выступил против сложившегося порядка взимания дани, отдав это право католикам-генуэзцам. Русские были за порядки, установленные чингизидами. Такое отношение было характерно во все времена, пока существовала Золотая Орда.

Русские законных ханов Золотой Орды ни в какие времена не считали заклятыми врагами. Ивану III приписывают честь отделения от Орды, что не соответствует действительности. Он выступил против хана Большой Орды Ахмата как самозванца, защищая законный порядок в государстве. Он не расшатывал устои Золотой Орды. Они сами расшатались. Ключевский писал: «Иван начал выступать более торжественной поступью и во внешних сношениях, особенно с тех пор, как само собою, без бою, при татарском же содействии, свалилось с плеч ордынское иго».

Рафаэль Хакимов

СИБИРСКОЕ ХАНСТВО

16 июля. Ряд политиков и общественников из числа сибирских татар возмутились идее установить в Тюмени памятник Ермаку, воспринимая его как «кровавого завоевателя Сибири». Они обратились к председателю Тюменской областной думы Сергею Корепанову, губернатору Тюменской области Александру Моору, а также главе Тобольска Максиму Афанасьеву с просьбой «остановить провокационные действия…, направленные на разжигание межнациональной розни, нарушение стабильности в отношениях между народами в сегодняшних непростых условиях».

vin

12 июля. 1152 год можно в русской истории назвать годом урбанизации. Были основаны Кострома, Звенигород, Переславль-Залесский, Юрьев-Польский и сразу два Городца. Один Городец, на Волге (нынешний спутник Нижнего Новгорода), знаменит своими городецкими росписями, резьбой по дереву, цельноглинянной игрушкой-свистулькой и многообразием других промыслов, собранных в «Городе мастеров». Сегодня это мощный турцентр, где на улице со старинными домиками каждый год появляются новые музеи.

А вот второй Городец Мещерский в Рязанской области туристов влечёт пока только под диковинный образ «Татарстана-на-Руси», хотя достоин «дегустации» как многослойный пирог, «начинка» которого ещё не «распробована».

И, правда, татарская история города для многих – «разрыв шаблона». Представьте, древнерусский город на Оке (да ещё с западного, внутреннего ее берега) вдруг превращается в столицу татарского ханства. По официальной версии, это великий Московский князь Василий II Тёмный даровал Городец в 1452 году в вассальный удел Касыму, сыну первого казанского хана, в благодарность за поддержку Князя в ордынском плену. Город стал Касимовым. А Касым – первым на Руси царём (ханом), ибо потомки Чингисхана уже считались царевичами, в то время как среди Рюриковичей таковыми стали только внуки Тёмного (дети византийской принцессы Софьи Палеолог). Апофеозом Касимовского величия была история с назначением Иваном Грозным в качестве московского «зиц-царя» касимовского хана Симеона Бекбулатовича.

Есть, правда, другие версии истории Касимовского ханства: образовалось оно в ходе дробления на уделы ханства Казанского, а потом вассал сменил сюзерена (от Казани ушёл в Москву). Кстати, по соседству развивались ещё Наровчатовское, Темниковское и другие малые ханства…

На 230 лет Касимов стал татарским в Русском «государством в государстве». Интересно, что ханские династии Москва периодически «ротировала», ставя во главе представителей то казанской, то астраханской, то крымской династий (из числа имеющих заслуги перед Русским государством).

Последнюю династию, например, основал герой народного ополчения Минина и Пожарского. Но все ханы были татарами и были чингизидами. Не этот ли принцип взяли потом советские руководители для управления национальными республиками? – начальник должен был представлять титульную нацию и быть членом КПСС.

Кстати, главная площадь «татарского городка» Касимова в советские времена называлась нацменской. Сегодня вокруг неё сохранилась старая мечеть, два ханских мавзолея, есть и уголок татарской кухни… Вот-вот здесь поставят памятник ханше Сююмбике, которая позволяет взглянуть на Касимов через призму не только татарских, но и «женских» историй.

Сююмбике, последнюю правительницу Казани, завоеванной Иваном Грозным, сослали сюда и насильно выдали за Касимовского хана. Жена тайно ненавидела мужа и вскоре здесь в несчастье умерла.

История последней ханши (бикем) Касимова Фатимы Султан ещё интереснее: правила она в молодости после смерти мужа за малолетнего сына, потом правила в старости после умершего уже зрелым сына. А после её смерти и упразднили Касимовское ханство в 1681 году.

Наконец, история «касимовской невесты» царя Алексея Михайловича, выбравшего в жены простолюдинку с Оки особенно печальна. Довели её бояре до обморока, объявили больной «падучей» и заставили царя жениться на Милославской. А девушка из Касимова умерла после этого в 27 лет. Теперь вот на Соборной площади стоит салон «Касимовская невеста». Правда, это не клуб феминисток и даже не магазин венчальных платьев, скорее сувенирная лавка. А так хотелось бы здесь увидеть что-то культурно-креативное, про нелёгкую женскую долю…

Но нет. Туристическая история Касимова, кажется, в самом начале пути. Хотя посмотреть есть что. Тут и три (!) комплекса торговых рядов, и россыпь православных храмов (некоторые – с исламскими мотивами в архитектуре), дома с мезонинами и фантастический спуск к реке.

Собственно, Ока, наверное, главный герой современного Касимова. Её виды, пляжи, набережные. Наконец, необъятное небо над Окой. «Это же «речной город речников», – говорит руководитель городского Туристского центра Елена Путилина. – В советские времена они сформировали особую субкультуру. Здесь останавливались все теплоходы, ремонтировали суда, речники были в почёте в городе».

А сегодня город живёт малым бизнесом, афинажным заводом и ждёт возрождения. Ведь берётся же местный предприниматель сделать из закрытого ресторана колоритный хостел. Глядишь, и заброшенный ресторан «Прибой» кто-то возьмёт…

Андрей Максимов

vin

8 июля. Австралийские археологи заявили о том, что им удалось идентифицировать орду, то есть главную зимнюю ставку Чингисхана (1162-1227 гг.), в которой, предположительно, великий завоеватель отдыхал и планировал свои военные походы.

Исследование опубликовано в журнале Archaeological Research in Asia. Его совместно провели археологи Австралийского национального университета и Академии наук Монголии. Они изучили останки людей и животных, которые ранее были найдены совместной монголо-японской командой в рамках проекта «Новое столетие».

Считается, что в перерывах между походами Чингисхан отдыхал в своем зимнем лагере, орде, где одновременно планировал будущие кампании. Местоположение этого лагеря не было точно известно. Теперь исследователи говорят, что нашли его — в местечке Аврага в восточной Монголии.

Вероятно, это был базовый лагерь Чингисхана, его командный пункт, из которого монгольский лидер начинал свои походы. Команда археологов во главе с доктором Джеком Феннером отобрала там археологические образцы и провела их радиоуглеродное датирование.

Оно показало, что в Авраге при жизни Чингисхана существовало поселение, причем оно продолжало существовать и после его смерти. Ученые полагают, что этот лагерь после Чингисхана занял его сын Угэдэй.

«Наше исследование подтверждает, что Аврага могла быть ордой Чингисхана, его базовой ставкой, — говорит доктор Феннер. — Мы нашли здесь свидетельства проведения религиозных и церемониальных ритуалов, подобных тем, которые наблюдались на территории империи Юань в Китае. Она была частью южной экспансии Монгольской империи».

Ученые также провели химический анализ останков людей и животных. Он помог определить их рацион. Оказалось, что люди с высоким статусом питались точно так же, как и простые люди. Основой их рациона было мясо, хотя они имели доступ к разнообразным продуктам, в том числе употребляли в пищу просо.

Это ставит под сомнение одну из теорий, объясняющих причины вторжения Чингисхана на земли южных соседей. Некоторые исследователи предполагают, что главным мотивом было желание захватить просо — якобы основной продукт питания монголов. Однако новое исследование показывает, что завоеватели, питавшиеся в основном мясом, вряд ли до такой степени были заинтересованы в этом продукте, чтобы идти войной на соседей.

Историки говорят, что у Чингисхана было, по меньшей мере, четыре орды. Письменные источники указывают на то, что ставка в Авраге была главным лагерем весной и зимой. Поэтому новое исследование в любом случае имеет важное значение. Оно дает первые археологические доказательства для подтверждения выводов, сделанных ранее историками.

vin

23 июня. Жители Монголии считают, что выстоять в борьбе с коронавирусом им помогло наследие Чингисхана и единение с природой, пишет Corriere. За все время в стране было зафиксировано всего 204 заболевших и ни одного погибшего. Среди кочевых народов Монголии бытует мнение, что их здоровье уже достаточно закалено рационом питания, состоящим из молока и мяса. Со времен Чингисхана они привыкли соблюдать воинскую дисциплину, научились жить самостоятельно, не дожидаясь помощи от правительства. По словам монаха Ухаанзайи Дорджнамнана, за каждой проблемой в мире стоит мистический змей нага. Коронавирус не исключение. Он стал очень сильным нагой, но при этом змей не причиняет вреда тому, кто находится в единении с природой. Монголы соблюдают это правило, поэтому нага в виде коронавируса не был к ним свиреп. «Чингисхан выбрал эту землю для нас, потому что она хорошая. И Чингисхан пообещал нам, что земля защитит нас», — заявил монах.

vin

18 июня. Казахстанские ученые в очередной раз обсуждают тему места захоронения одного из основателей Казахского ханства – хана Жанибека. Точный ответ, наконец, покажет экспертиза, которую проведут в Японии, сообщает корреспондент BaigeNews.kz. Стоит сразу отметить: останки разрушенного мавзолея были обнаружены охотниками случайно 10 лет назад в Коргалжынском районе, в 100 километрах от столицы. На культовом месте не раз проводились раскопки, в ходе которых родилась гипотеза о том, что здесь похоронен хан Жанибек. Спустя десять лет исследования здесь возобновили и акмолинские культурологи. На первом этапе они изучили и проанализировали историко-географические данные, картографию, архивы и устное народное творчество этой местности.

Второй этап проходил с конца мая по июнь. В полевых семинарах участвовали именитые ученые ЕНУ им. Л.Гумилева, НИИ археологии им. К.Акишева, Национального и Акмолинского областного историко-краеведческого музеев. Центральная фигура – директор научно-исследовательского института Марал Хабдулина, которая еще 10 лет назад приводила свидетельства о том, что обнаруженное захоронение принадлежит одному из основателей Казахского ханства – султану Жанибеку.

Мавзолей, по словам ученых, был построен в 15 веке. «В этой экспедиции мы исследовали разрушенные стены. Найдены были и облицовочные кирпичи, с орнаментом. Однозначно возводился он не для рядового человека, для хана, чингизида», — рассказал старший научный сотрудник Акмолинского областного историко-краеведческого музея Жасулан Укеев. Ответ на вопрос, кому он принадлежит, в первую очередь, дает топонимика края. «Вблизи места захоронения расположены озера Жанибек-Шалкар, Султангельды, Керей. В Акмолинской области также есть озеро Шалкар», — отметил собеседник агентства.

Обнаружены пять могильных ям. «Все они были вскрыты, расхищены. Основная – под номером три. Мы ее последнюю откопали, там было двойное захоронение. Предположительно — супругов. Там же найдены десять монет средневекового Казахского ханства с арабским орнаментом; бронзовые подвески, серьги, бусы», — сказал научный сотрудник. Останки, по его словам, запакованы в специальные контейнеры и направлены в Национальный музей в Нур-Султан. Далее для исследования они будут переданы для антропологического исследования и определения ДНК в Японию. «Пока это только гипотеза. То есть мы не можем однозначно утверждать, что это останки тела хана Жанибека. Наличие генома чингизидов может подтвердить только экспертиза. Антропологические данные будут воссоздаваться в России, возможно, в НИИ им. Герасимова», — предположил Укеев. Результаты анализов, по словам Укеева, будут готовы к концу года.

Он также добавил: в 2017 году местные старожилы вспоминали слова родителей о том, что помнят стены мавзолея целыми. Окончательно они были разрушены в годы освоения целины. Участник экспедиции подробно рассказал о сохранившихся фрагментах облицовочных кирпичей. «Они покрыты резным узором и зеленой глазурью, — описывает Жасулан Укеев. — Она нанесена толстым стекловидным слоем. Нельзя не отметить майолику – крутой элемент декоративного зодчества 14-15 веков. Встречается «кошкар муйиз» – как символ благосостояния. И, наконец, на плитках можно найти орнамент – знак бесконечности. Знак, который был на флаге Казахского ханства. Сегодня это символ Мангилик Ел».

На одном из найденных фрагментов кирпичей есть интересный фрагмент. «Я примерно дорисовал его. Возможно, это символ власти чингизидов или шанырака. В то же время, как известно, из истории саков, в виде креста изображали солярный знак как символ бога. И эта преемственность прослеживается у тюрков, в период Золотой Орды и Казахского ханства. Символом креста обожествляли правителя как сына Бога на земле», — предположил Укеев. В целом на это лето в Акмолинской области были запланированы исследования на одном из поселений Ботайской культуры – недалеко от пригорода Кокшетау, села Красный Яр. Разумеется, совместно с ученым-археологом Виктором Зайбертом. Однако новая волна пандемии может внести свои коррективы. Напомним, на территории Акмолинской области насчитывается свыше десятка сакральных памятников общенационального и 33 регионального значения.

Асель Турар

vin

5 июня. Хаджи I Гирей: основатель Крымского ханства. Отвоевав Крым у золотоордынских правителей и турецких отрядов, Хаджи Гирей получил в свое распоряжение разоренный, опустевший полуостров.

Хаджи Гирей родился около 1397 года. По одной из версий, он вел свое происхождение от монгольского рода Киреев. Вторая версия заключается в том, что Гирей происходил от тринадцатого сына Джучи, старшего сына Чингисхана. Впоследствии династия Гиреев находилась у власти в Крыму 3,5 столетия; возможно, «альтернативный» вариант родословной от Чингисхана был создан для оправдания права на власть. Хаджи родился, вероятно, в городе Тракае на территории Великого княжества Литовского (современная Белорусь). Его семья проживала здесь в эмиграции, пока Крым был охвачен междоусобицами. Молодой Хаджи наладил контакты с татарами, проживавшими на территории Литвы. Он пользовался поддержкой, в том числе, великого литовского князя Витовта. В возрасте 15 лет Гирей участвовал в военных походах вместе со своим отцом. Свою первую значимую победу он одержал в 1428 году, когда захватил Крымский улус. В его рядах сражались татары из Великого княжества Литовского.

В том же 1428-м Гирей был вынужден вернуться в Литву — его войска разбил золотоордынский хан Улу-Мухаммед. В 1433-м Хаджи заключил союз с православным Мангупским княжеством в Крыму, насчитывавшим около 200 тысяч жителей. На земли княжества вторглись генуэзцы; Хаджи Гирей с 5-тысячным отрядом успешно отразил атаку. 1434-й год ознаменован его «дипломатической» победой. Генуэзцы признали Гирея в качестве хана и выплатили ему огромный выкуп. Вскоре против Хаджи вновь выступил Улу-Мухаммед; он нанес Гирею сокрушительное поражение.

В конце 1430-х будущий основатель независимого Крымского ханства проживал в городе Лиде (современная Беларусь). В начале 1440-х представители знатных татарских семей в Крыму обратились к великому князю литовскому с просьбой возвести Гирея на престол. В хронике историка Матея Стрыйковского говорится: «Татары перекопские, барынские и ширинские прислали к Казимиру, великому князю литовскому, ярлык с просьбой дать им на царство ХаджиТирея, который в то время проживал в Литве, где он владел для прокормления городом Лидою по милости панов литовских. Поэтому Казимир в назначенный день в Вильне, в приготовленном замке, возвел с литовскими панами того ХаджиТирея на царство татарское я послал его в Перекопскую орду с маршалом Радзивилом, который смело посадил его там». С помощью литовцев Хаджи-Гирею удалось разгромить орду Сеид-Ахмеда, по-прежнему претендовавшего на Крымский улус».

После победы над ханами Большой Орды Хаджи Гирей провозгласил себя правителем Крыма и вновь заключил союз с Мангупским княжеством. Он перенес столицу из Кырыма в Кырк-Ер. В народе его называли «ангелом»; Гирея считали справедливым правителем, не проявлявшим жестокость по отношению к подданным. Золотая Орда, которую раздирали междоусобицы, не могла оказать хану централизованного сопротивления. Крымское ханство оставалось независимым до 1478 года, когда оно стало вассалом Порты. По договору султан назначал крымских ханов из династии Гиреев. «Владения хана и другие местопребывания членов дома Гиреев, признаны неприкосновенным убежищем для всех, кто бы ни находил в них себе приюта», — значилось в договоре.

Елена Бухтеева

vin

19 мая. С 2025 года в Монголии планируют перевести делопроизводство на старомонгольскую письменность. В общеобразовательных школах Монголии старомонгольское письмо как отдельный предмет изучают с 1991 года, поэтому многие считают, что подобного рода переход не составит труда, а также поможет сохранить древнюю культуру и традиции страны. Старомонгольская письменность была создана по приказу Чингисхана. В средние века на ней писались классические труды и священные книги. Как сообщается, алфавит старомонгольского письма состоит из 28 графем, слова пишутся сверху вниз. Нынешний алфавит монгольского языка был принят в 1940 году, одновременно с советскими республиками Центральной Азии, где сначала в 1929 году с арабской вязи перешли на латиницу, а позже на кириллицу.

vin

14 мая. Провести системную работу по истории Улуг Улуса можно добиться, когда государства, территории которых были в тот исторический период в составе Золотой Орды, могли бы объединиться для изучения этого вопроса. Об этом заявил президент Международной Тюркской академии Дархан Кыдырали, передает корреспондент МИА «Казинформ». Как отметил Дархан Кыдырали, Международной Тюркской академией проводится ряд мероприятий, посвященных 750-летию Золотой Орды. В частности, в академии приступили к организации мероприятий и проектов уже с 2015 года, сразу же после того, как широко и массово отметили 550-летие Казахского ханства. «Мы проводили экспедицию в районе Кентай в 2016 году. А в 2017 году была проведена международная экспедиция «От Кентая до Улытау». В 2018 году были изданы несколько книг, проводили ряд мероприятий. Вместе с тем в 2019 году была организована большая международная конференция в Париже. По результатам проведенных конференций в Нур-Султане, Таразе и Бишкеке были изданы порядка 20 книг. В частности, среди них есть сборник документов от пятитомной книги Рашида ад-дина «Джами ат-таварих». Одной из последних вышедших книг была монография о Берке хане», — сказал президент Международной Тюркской академии, выступая в ходе онлайн-конференции «Великий Улус – история Великой степи», посвященной 750-летию Золотой Орды. Он вместе с тем рассказал и о некоторых вопросах касательно истории Золотой Орды. «До проведения данной международной конференции я ознакомился с несколькими фильмами, которые повествуют историю Улуг Улуса. Мы не можем говорить, что это объективное мнение, однако хочу отметить несколько вопросов. Во-первых, правильнее будет называть государство не только как Золотая Орда, но и также Улуг Улус. Образование государства мы связываем с Чингисханом, Джучи и Бату ханами, однако стоит отметить, что его формирование началось с Таласского курултая. Во-вторых, много споров и мнений возникает в связи с местом проведения Таласского курултая в 1269 году. Есть мнения археологов, мы также проводим исследования. В целом, можно сказать, что практические отсутствуют книги касательно Таласского курултая. Все еще остается загадкой, как родился и как ушел из жизни Джучи хан. В советское время археологические раскопки касательно Джучи хана проводились, но были остановлены. Археологическим работам должны сопутствовать и антропологические исследования. Мавзолей Джучи хана является одним из единственных памятников на земле, которые касались всего семейства и родства Чингисхана. О том, что не многие знают, что мавзолей Джучи хана находится на просторах Сарыарки, говорил и Глава государства Касым-Жомарт Токаев», — отметил Дархан Кыдырали. «Очень много работ, которые еще предстоит сделать в рамках 750-летия Улуг Улуса. О значении Золотой Орды в истории человечества, в культурной и духовной жизни еще будут много говорить. Провести системную работу в истории Улуг Улуса мы сможем добиться только в том случае, когда объединятся государства, которые были в его составе», — считает Д. Кыдырали. Напомним, Национальной академической библиотекой РК совместно с Министерством культуры и спорта, а также с Институтом истории государства была проведена международная онлайн-конференция «Великий Улус – история Великой степи», посвященная 750-летию Золотой Орды.

vin

20 апреля. Имя Чингисхана является, пожалуй, одним из самых громких имен в истории. Его называли диктатором, ханом, господином. Его боялись, уважали, боготворили. Его имя овеяно множеством легенд и преданий. Некоторые из них дошли до наших дней, некоторые навсегда затерялись в веках. Но кем на самом деле был Чингисхан? Монстром, некоторые походы которого несли с собой смерть для женщин, детей, стариков и всех жителей городов? По историческим сведениям, на его счету более 39 миллионов смертей. Или просветителем, не препятствующим распространению ни одного религиозного течения?

Почему монгольской империи во главе с Чингисханом удалось захватить полмира?

Метод выжженной земли – это одно из названий военного стиля великого полководца. История насчитывает не один десяток городов, сожженных дотла вместе с их жителями по приказу Хана за отказ подчиниться. Сотни других присягнули на верность и получили право сражаться в войске под знаменами монгольской империи. Этот метод позволял армии постоянно пополнять свои ряды и стать одной из самых могущественных в мире. Страшен был в гневе великий Хан. Когда одному из его послов по приказу персидского правителя отрубили голову, Чингисхан стер с лица земли 9/10 всей персидской империи. Неудивительно, что Чингисхана боялись даже в самых отдаленных уголках мира.

Существует легенда, что в юном возрасте лет Чингисхан был похищен врагами своего отца. Проведя долгие дни в плену, он сумел разработать и осуществить план побега, чем заслужил бесконечное уважение среди соплеменников.

Военный диктатор и завоеватель, полководец и повелитель самой большой империи в мире. При всей его жестокости и деспотизме, Чингисхан был известен как справедливый и мудрый правитель. От границ Восточной Европы до берегов Тихого океана гремело имя Хана, и простирались границы его империи. Известный путешественник Марко Поло описывал Чингисхана как жестокого, но справедливого правителя, который принес монгольской империи мировую славу.

«Сумей сделать людей гордыми. И гордость их сделает глупыми. И тогда ты возьмешь их…»

Великий стратег и психолог, Чингисхан оставил после себя множество мудрых посланий потомкам. Многие из них сохранились и до наших дней. Как относиться к этой исторической личности? Уважать или ненавидеть? Пожалуй, история тем и хороша, что не дает нам категоричных ответов. Несомненно одно: Чингисхан – одна из самых ярких исторических личностей за всю историю человечества. Страницы истории обветшали и покрылись пылью десятков и сотен лет. Но имя этого легендарного человека будет жить и греметь сквозь тома мировой истории.

vin

2 апреля. 2 апреля был дан старт работам по созданию музея «Чингисхан», инициированного премьер-министром Монголии У.Хурэлсухом. Глава правительства лично принял участие и выступил с речью на торжественной церемонии начала строительных работ. Официально объявив о запуске строительства музея, он отметил: «Этот день является историческим днем для монгольского народа. Названный в честь великого Чингис хаана музей станет Дворцом-хранителем национальной истории, культуры и интеллекта. Музей будет воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны. Спасибо, всем кто приложил усилия в претворении проекта в жизнь и монгольскому народу за поддержку».

vin

1 апреля. Идея отправиться в путешествие в небольшой районный центр на севере Рязанской области у меня и моих друзей родилась сразу же после просмотра популярной авторской программы Михаила Жебрака «Пешком» на телеканале «Россия-Культура». Известный краевед посвятил ее осколку Золотой Орды – Касимовскому ханству, существовавшему в XV веке на реке Оке между Рязанью и Муромом. Удивительный рассказ ведущего стал отправной точкой нашего увлекательного маршрута в глубь веков.

Искать следы прошлого в древнем Касимове нам помогли сотрудники историко-культурного музея-заповедника – настоящие профессионалы и знатоки своего родного города. Благодаря им, мы с огромным удовольствием открыли для себя неизвестные страницы истории, побывали в заповедных уголках старинных улочек, а еще узнали о секретах мирной и счастливой жизни в Касимове представителей совершенно разных культур и религий.

Свою историю Касимов ведет с 1152 года, когда на реке Оке князем Юрием Долгоруким основал Городец Мещерский. Этот город стал пограничной крепостью Владимиро-Суздальского княжества. В 1376 году во время одного из татаро-монгольских набегов он оказался полностью разоренным. Восстанавливать Городец не стали, а недалеко от него построили новый город, названный Новым Низовым Городцом.

В XV веке, во время правления Василия Темного на Руси разразилась феодальная междоусобная война. Взойти на Московский престол князю помогли царевичи Казанского ханства Касим и Якуб. В благодарность за это по княжескому указу Касиму был подарен Нижний Низовой Городец. В честь первого правителя его переименовали в Касимов. Так возникло настоящее ханство, в состав которого вошли земли нынешней Рязанской и Тамбовской областей. Почти 230 лет в центре России существовало государство, во главе которого стоял хан — один из потомков завоевателя мира Чингисхана.

Несмотря на то, что русская земля стала татарской, она полностью подчинялась Московскому княжеству. В XVII веке Касимов разделили на части. Ямская слобода находилась в непосредственном подчинении Москвы, Татарская слобода со Старым Посадом и Марфина слобода управлялись касимовским воеводой. С 1773 года Касимов стал уездным городом Рязанской губернии.

Касимов связан со многими известными историческими личностями. После завоевания в 1552 году Иваном Грозным Казани сюда сослана последняя правительница Казанского ханства Сююмбике, которая скончалась в этом городе. В 1567 на Касимовский престол взошел царевич Сеин-Булат, известный в истории под именем Симеон Бекбулатович. Он стал формальным правителем Руси, которому Иван Грозный уступил свой трон почти на год. Этот загадочный случай до сегодняшнего дня вызывает множество вопросов у историков. Его правление продолжалось почти одиннадцать месяцев.

В 1722 году Касимов по Оке посетил Петр I. В свите царя был шут и острослов Иван Балакирев, выходец из старинного дворянского рода. Он узнал, что титул правителя города не занят и попросил у царя позволения именоваться Ханом Касимовским. Царь в шутку дал согласие, так в Касимове снова появился хан. Балакирев получил право владения бывшими имениями касимовских царей. Он умер в Касимове. Его могила находится за алтарем Георгиевской церкви.

От периода Касимовского ханства в городе сохранились редчайшие средневековые памятники мусульманской культуры: минарет времен царевича Касима XV века, Ханская мечеть XVIII века, два мавзолея хана Шах-Али 1555 года и султана Афган-Мухаммеда 1658 года. Татарская часть города, так же, как и в старину отделена от русской, Успенским оврагом. В историческом центре сохранились интересные православные достопримечательности Касимова. Купола его старинных храмов хорошо видны с татарской части города.

В центре Соборной площади возвышается Вознесенский кафедральный собор, рядом Благовещенский и Успенский храмы. Старейшая церковь – Богоявленская, которую называют еще и Георгиевской, по одному из приделов. Сохранились здания торговых рядов, усадьбы купцов Губина, Наставина, Кастрова, здания духовного училища и городской управы, построенные по проекту архитектора Ивана Гагина. В окружении великолепной купеческой архитектуры нам даже показалось, что с XVIII века в Касимове ничего не изменилось.

Приятных впечатлений от посещения Касимова добавил обед в арт-кафе «Касимовский дворик». Приятная атмосфера и хорошее обслуживание стало приятным завершением выходного дня, проведенного в полюбившемся городе.

Сергей Макеев

vin

30 марта. Глава Республики Тыва Шолбан Кара-оол на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» сообщил о намерении открыть в республике памятник полководцу Чингисхана Субедею. Об этом сообщает ИА «Regnum». По мнению чиновника, это станет достойным подарком жителям региона к столетию образования Тувинской Народной Республики, которое будет отмечаться в следующем году. Создать монумент Субедею поручено скульптору Байза Ондару, который намерен изваять полководца на боевом коне в сопровождении льва или тувинской овчарки.

20 марта. Огромный музей Чингисхана построят в Монголии. Комплекс в Улан-Баторе будет состоять из девяти этажей. Музей с 15 выставочными залами займёт площадь более 20-ти тысяч квадратных метров. Новую достопримечательность планируют открыть в следующем году. Среди экспонатов будут, в том числе предметы археологии и антиквариата, относящиеся к XIII веку из других музеев, а также точные копии артефактов, связанных с Монгольской империей, которые сейчас хранятся в зарубежных музеях. Так, Монголия уже получила точную копию Чингисова камня из петербургского Эрмитажа в Санкт-Петербурге и гранитную стелу со старомонгольским письмом, обнаруженную в Забайкалье в начале XIX века.

vin

17 марта. В Северо-Восточном федеральном университете состоялась встреча студентов магистратуры Института зарубежной филологии и регионоведения со съемочной командой исторического фильма «Тайна Чингис Хаана», которая вышла в 2009 году. Кинокартина производства «Сахафильм» стала первым полномасштабным проектом в якутском кинематографе. Фильм стал совместным производством России, Монголии, США и других стран.

«Этот фильм стоял у истоков развития якутского кинематографа. Он несет в себе важное символическое значение начала. Поэтому я решила, что современной молодежи, особенно магистрантам нашего института по направлению «Кино и литература циркумполярного мира», будет интересно и важно встретиться с создателями этой киноленты», — делится Алина Находкина, кандидат филологических наук, доцент кафедры перевода.

«Тайна Чингис Хаана» — это история о человеке, имя которого знает весь мир. Воина, который взял в руки оружие, чтобы обеспечить мир и покой своей семьи, своего народа, своей страны. Великого хана, собравшего разные племена и народы под знаменем единой империи, под властью единого закона. Властителя, чья империя простиралась от Желтого моря до Средиземного.

Кинокартина была снята по мотивам произведения известного якутского писателя Николая Лугинова «По велению Чингис Хаана», режиссер фильма — народный артист РФ, лауреат Государственной премии СССР Андрей Борисов. Продюсер фильма — Владимир Иванов.

Как рассказал режиссер Андрей Борисов, фильм о Чингис Хаане изначально планировался как международный проект, в съемках киноленты принимали участие многие страны: Япония, Китай, США, Монголия, также свое желание изъявили некоторые страны Европы.

Главная задача, как признался Борисов, — передать через кино весь смысл и философию романа Николая Лугинова «По велению Чингисхана», в котором делается акцент на символизм и культуру древнего монгольского народа: «В романе имеется много новых мыслей, новое видение истории о великом вожде Чингис Хаане. Потрясенный этим произведением я до создания фильма даже ставил спектакль в Саха Театре».

Несмотря на то, что фильм не имел мирового признания, но был весьма успешным проектом на международном уровне и участвовал во многих известных кинофестивалях.

«Впервые наш якутский фильм был показан в странах СНГ, четыре раза был показан по центральному телевидению, а также принял участие на фестивале в Монреале, где была номинирована в категории «Дебют», тем самым мы представили якутский фильм в Канаде», — сказал Андрей Борисов.

«Благодаря этому фильму и его выходу в зарубежный прокат и участию в Канском и Монреальском кинофестивалях, а также в других международных конкурсах, мы показал то, что есть Сибирь, есть Якутия, и о нас начали говорить и писать, в особенности специалисты киноиндустрии», — делится Владимир Иванов.

На встрече со студентами создатели фильма рассказали о процессе съемок, трудностях, с которыми они столкнулись во время реализации кинопроекта, а также затронули и другие творческие работы Николая Лугинова.

vin

16 февраля. Документ с концепцией музея Чингисхана подписал премьер-министр Монголии 14 февраля, сообщает пресс-служба Министерства образования, культуры, науки и спорта Монголии.

Документ разработан в соответствии с постановлением правительства Монголии № 280 от 3 июля 2019 года. Музей будет посвящен «одному из немногих людей, внесшему особый вклад в развитие человечества во втором тысячелетии», сообщает ведомство.

Правительство планирует использовать новый объект культуры в качестве средства укрепления единства граждан, патриотического воспитания детей и молодежи, просвещения общества. Также музей поможет изучать «правдивую, честную» историю, монгольскую и международную, сообщает Минобркультнауки и спорта Монголии.

Отметим, территория для строительства объекта также определена в постановлении № 280. Для этого согласован снос здания бывшего Государственного центрального музея Монголии, построенного в стиле ампир в 50-е годы XX века в центре столицы, недалеко от площади Сухэбатора.

vin

12 февраля. Основатель Монгольской империи, первый великий хан Чингисхан был объектом поклонения монголов на протяжении сотен лет. Долгое время монголы почитали его как великого предка, героя культуры и божество. Завоевательные походы этого великого правителя изменили судьбу Монголии и в то же время оказали влияние на историю Китая и мира.

Поэтому статус Чингисхана в истории Монголии уникален: основанная им Монгольская империя пересекала весь Евразийский континент и имела огромную территорию и славилась своими военными подвигами. Пика своего развития она достигла в эпоху холодного оружия. От степного героя до императора мира — Чингисхан для монгольского народа является великим правителем и героем. Однако в советские времена Монголия не позволяла монголам восхвалять Чингисхана. Почему так произошло?

В июле 1921 года только что возникший СССР вошел во Внешнюю Монголию и быстро сменил ее статус, сделав из нее «сюзеренное государство». При поддержке Советского Союза она отделилась от Китая и стала Монгольской Народной Республикой, поэтому, хотя формально Монголия оставалась независимой страной, она фактически была зависима от СССР.

По этой причине социальное, экономическое и политическое развитие Монголии должно было следовать идеологии Советского Союза. В то время она находилась под управлением СССР. Она не имела официального названия и ничем не отличалась от союзных республик СССР по статусу. Что касается причины, по которой Советский Союз не позволил монголам почитать Чингисхана, то она кроется в истории России.

Оглядываясь назад на российскую историю, можно отметить, что это история завоеваний. Монголы фактически правили Россией в течение 240 лет. В первой половине XIII века потомки Чингисхана основали на территории нынешней России огромную Золотую Орду. Находясь под властью этого феодального государства, основанного монголами, Русь была лишь одним из вассалов монголов.

Русские стыдятся периода российской истории, когда их страна находилась под властью Золотой Орды. В советское время особенно старались избегать этой темы. В конце концов, Советский Союз в тот период уже был сверхдержавой, а Монголия была лишь маленькой страной, зависимой от его существования. Если бы в то время монголы продолжили восхвалять Чингисхана, то это бы заставило СССР не только чувствовать себя напряженно, но и опасаться, что у монголов появилась какая-то надежда. Чтобы избежать проявления реверсивной психологии у монголов, Советский Союз издал указ о запрете на восхваление и подношение жертв Чингисхану.

Кроме того, монголы все-таки правили Россией более 200 лет. За почти три столетия русские и монголы были связаны брачными узами, также были развиты экономические и культурные обмены, поэтому в венах некоторых русских течет монгольская кровь. К их числу относится и Владимир Ленин — основатель Советского Союза. Такие русско-монгольские браки и дети, рожденные в них, сделали связь между странами особенно крепкой.

Однако СССР хотел доминировать в этом смешении двух народов и первое, что он должен был сделать, — это уничтожить чувство принадлежности монголов к своему народу. В конечном итоге, под тогдашней властью Советского Союза и под нынешним управлением Российской Федерации, жило и живет большое число потомков монголов. Например, население таких субъектов, как республики Тыва и Бурятия, почти целиком состоит из монголов.

Если бы монголы продолжили поклоняться Чингисхану, то это, напротив, усилило бы чувство национальной принадлежности, что привело бы к неопределенности и хаосу, а затем и к внутреннему расколу в Советском Союзе. Чтобы прекратить подобного рода поклонения героям и помешать монгольскому объединению против советской власти, когда Советский Союз контролировал Монголию, он приказал сжечь множество исторических книг про Чингисхана, в то же время было запрещено народное поклонение и принесение жертв Чингисхану.

Поэтому в течение десятилетий существования СССР в Монголии можно было редко встретить учебники истории, в которых бы упоминался Чингисхан, и даже картины и статуи великого хана были уничтожены. Таким образом, Советский Союз приложил все силы для укрепления своей власти в Монголии.

https://inosmi.ru/

vin

5 февраля. Удивительная выставка под названием «Чингисхан: воплощение легенды в жизнь» открывается в Канзас-Сити в американском штате Миссури. Монгольский вождь, который создал и возглавил крупнейшую в истории империю, был известен своей жестокостью. Эта выставка, хотя и не игнорирует его негативные качества, подчеркивает многие из его положительных достижений.

Экспонаты варьируются от биографических записей и демонстрации вооружения до музыкальных инструментов. Представлена как древняя, так и современная Монголия. Часть выставки посвящена ранней юности Чингисхана, когда он носил имя «Темуджин». Ее изюминкой является полноразмерный гэр (юрта), типичное жилье монголов XIII века. Кстати, сегодня около трети монголов все еще являются кочевниками, живущими в этом традиционном жилище.

Еще одна часть выставки посвящена монгольским воинам и конной культуре Монголии. Среди представленных артефактов можно увидеть металлические паспорта 13-го и 14-го веков. Один из них, датированный 1240 годом нашей эры, является одним из всего лишь двух паспортов времен правления внука Чингисхана Хубилая. надпись на нем гласит: «Я — эмиссар Хана. Если ты бросишь мне вызов, ты умрешь.”

Но времена Чингисхана – это не только войны и кровь. На выставке представлены музыкальные инструменты и монгольская письменность. Ежедневно проходят музыкальные выступления талантливых монгольских музыкантов в роскошных костюмах.

http://asiarussia.ru/

vin

21 января. Подавленное Московское восстание. 26 августа 1382 года царь Большой Орды Тохтамыш, вернул Дмитрию Донскому восставшую Москву и перебил в ней чуть ли не всех ее жителей.

Чем более всего славится история Московии так это безусловно героическим поведением своих правителей в момент выяснения отношений со своими сюзеренами. Именно так получилось и с «великим полководцем» Дмитрием Донским, но откатимся ка мы на шаг назад.

В 1377 году прямой наследник Чингисхана Тохтамыш «вернул» под свое крыло Сыгнак, а в 1379 году воцарился и в столице Большой или Белой (она же Золотая) Орды — Сарае. Правителем же Московии на тот момент был темник Мамай, и в его планы никак не входило власть Тохтамышу отдавать.

Тем не менее Москва, соревнующаяся с Киевом и Владимиром за право стать центром Руськой церкви, решила пойти ва-банк и присягнув законному наследнику Тохтамышу пошла на Мамая войной. 11 августа 1378 года в сражении на речке Вожа, Мамай был разбит Дмитрием и отступил на Крым.

Собрав в Крыму силы для нового похода, он пошел было вернуть Дмитрию долг, но был бит Тохтамышем на речке Калке. Ну как бит. Военачальники Мамая предали его, и он бежал в генуэзскую Кафу, забыв, что последние были связаны с царем Орды непростыми политическими и экономическими интересами. Генуэзцы Мамая банально убили и ограбили.

А вот что было дальше весьма интересно! Согласно московской версии истории во все том же году Тохтамыш попросил Дмитрия рассчитаться за право правления на Московии, но неожиданно получил отказ. Посему, разобравшись с устройством своего государства и ввиду отсутствия у Дмитрия желания платить положенную дань, Тохтамыш в 1382 году пошел на Москву.

По удивительному стечению обстоятельств, прознав про поход Тохтамыша, московский князь Дмитрий Донской, собрал дружину и кинулся ему на встречу, но совершенно случайно оказался в 400 километрах от Москвы — в Костроме! Аналогичная оказия случилась и с Киевским митрополитом Киприаном, который оказался в Твери.

Удивительно, что несмотря на то, что из города никого не отпускали, княгиня с детьми таки была отпущена к храброму защитнику Москвы в Кострому. По факту Москва осталась брошенная на съедение ордынскому царю.

Но, надо отдать должное, московиты подняли восстание. Закрыли ворота в город и начали готовиться к обороне. 23 августа ордынцы подошли к Москве, штурмовали город, но безрезультатно. 26 августа делегация, состоявшая из знатных московских и суздальских вельмож, пришла под стены города на переговоры.

«Царь вам, своим людям, хочет оказать милость, потому что неповинны вы и не заслуживаете смерти, ибо не на вас он войной пришёл, но на Дмитрия, враждуя, ополчился. Вы же достойны помилования. Ничего иного от вас царь не требует, только выйдите к нему навстречу с почестями и дарами, вместе со своим князем, так как хочет он увидеть город этот, и в него войти, и в нём побывать, а вам дарует мир и любовь свою, а вы ему ворота городские отворите». — молвили они, добавляя: «Верьте нам, мы ваши князья христианские, вам в том клянёмся».

Московиты отворили врата, и монголы устроили в городе резню, разграбив казну, город и церкви. Версия эта общепринятая, но весьма шаткая. Ибо много в ней не стыковок. Почему Дмитрий отказался платить Тохтамышу, за которого воевал, и чью монету ему дали право чеканить? Почему «христианские братья» под стенами? Почему Москву разграбили? Ордынцы в отличии от московитов слово держали и не пошли бы на этот шаг.

Собственно, поэтому предлагаю вам другую версию. В 1382 году в Москве случился переворот! Московские горожане и крестьяне, объединив усилия скинули ненавистного князя и прогнали всех его приспешников. Узнав о данном событии, московский князь Дмитрий Иванович бежал в Кострому, предварительно отправив Тохтамышу гонцов с просьбой возвернуть справедливость и вернуть его верному вассалу, доказавшему свою преданность на Куликовом поле — Москву!

Тохтамыш собрал войско, добавил в него ряд суздальских и московских феодалов и пошел войной на восставших холопов! Тем временам московские горожане собрались на вече, и пригласили для руководства обороной от царя Орды литовского князя Остея. Под его руководством москвичи, чтобы лишить ордынцев материала для осады и укрытия, сожгли все посады. На стенах укрепили забрала, заготовили дёготь, кипящую смолу, кипяток и камни.

Поэтому, когда 23 августа 1382 года Тохтамыш начал осаду города москвичи дали ему реальный отпор! И тогда, понимая кто пришел и зачем к Москве совершенно иначе прозвучат слова, сказанные 26 августа делегацией московских феодалов. «Верьте нам, мы ваши князья христианские, вам в том клянёмся». Московиты отворили врата, и их христианские братья устроили им резню.

Показательно, но монголы никогда не грабили церквей. Этим обычно занимались сами «христианские» князья, ведущие бесконечные междоусобные войны. Так что факт того, что церкви были ограблены, свидетельствует лишь об одном: грабили Москву «свои». Подтверждает факт восстановления законной власти и жестокость с которой расправились с восставшими!

«И была в граде сеча зла и вне града тако же сеча велика. И до тех пор секли, пока руки и плечи их не ослабли и не обессилели они»! Люди толпами метались по улицам, обречённо ища спасения. Все восставшие были изрублены, сожжены, утоплены или уведены в рабство.

Собственно после понимания событий в такой трактовке абсолютно логично выглядит тот факт, что 23 апреля в 1383 года Дмитрий отправил в Орду своего старшего сына Василия за ярлыком на Великое княжение Владимирское и получил его выплатив все задолженности по дани.

Получил несмотря на то, что ещё осенью 1382 года в Орду отправились Михаил Тверской с сыном Александром и брат Дмитрия Суздальского Борис Городецкий! То есть, Дмитрий однозначно был в фаворитах у Тохтамыша и ни о какой вражде не могло быть и речи! В частности, данный факт подтверждается еще и тем, что когда в 1388 году Тохтамыш выступил против Тамерлана, часть его войска было укомплектовано московитами.

Олег Чеславский

vin

16 января. Новосибирцев приглашают принять участие в обсуждении проекта памятника на месте древнего поселения. Пресс-служба мэрии Новосибирска сообщает, что памятник планируется поместить на месте Чертова городища в Саду имени Кирова. Известно, что на этом месте ранее располагалась татарская крепость. По легенде хан Кучум провел в ней свои последние дни. Памятник будет представлять собой этнопарк «Чатское городище», посетители которого смогут познакомиться с историей и жизнью чатских татар. Проект был предложен общественной организацией «Региональная татарская национально-культурная автономия Новосибирской области».

vin

11 января. Царевич Игорь Сибирский своим распоряжением утвердил нагрудный знак сотрудника Царского Дома Сибири.

vin

7 января. Поздравляю с праздником Рождества Христова всех православных христиан, помощников и благотворителей Нашего Дома!

Царевич Игорь Сибирский

vin

1 января. Царский Дом Сибири поздравляет всех наших сотрудников, доброжелателей и единомышленников с Новым 2020 годом и грядущим Рождеством Христовым! Желаем всем вам доброго здоровья, благополучия и долголетия! Пусть в новый год воплотятся все ваши заветные мечты. С любовью

Царевич Игорь Сибирский

vin